Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, М. М. Развитие конструкторских умений и навыков у детей дошкольного возраста / М. М. Кузнецова, Н. В. Золотухина, М. А. Горохова, Е. С. Жукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6227/ (дата обращения: 21.04.2021).



Статья посвящена проблеме развития конструкторских умений у дошкольников. За основу взята модель для конструирования и моделирования «МОБИ» двух тематических направлений «Замок» и «Транспорт». С целью решения педагогических задач разработана модель развития конструкторских умений и навыков у дошкольников. Анализ реализации модели показал ее эффективность.

Ключевые слова: конструирование; моделирование; дошкольники; навыки и умения; модель.

Введение. Актуальность исследования обусловлена требованиями современного цифрового общества к системе образования. В первую очередь, к системе дошкольного образования, так как в этот возрастной период закладываются основы развития личности. В этот период необходимо стимулировать способности ребенка к активному формированию картины мира, развитию познавательных и творческих способностей. На основе природных задатков культивировать стремления к самореализации в различных видах деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста через возрастные и индивидуальные особенности. В связи с тем, что дошкольный период развития ребенка выступает сензитивным периодом в развитии творческих способностей. Многие авторы (Е. М. Беспаленко, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, О. Е. Жиренко, Е. А. Лустина, Н. С. Махина, Б. М. Теплов и др.) считают, что для становления определяющих предпосылок психического развития необходимо развивать творческие способности.

Е. М. Беспаленко в диссертационном исследовании отмечает, что познавательный интерес у детей возникает тогда, когда для объяснения нового могут быть использованы уже имеющиеся знания и опыт. Если же новое ребенку не вполне понятно, то познавательный интерес не будет активирован [1].

Вопросами детского конструирования и моделирования в игровой деятельности занимались Д. Б. Богоявленской, С. И. Волкова, В. В. Выгонов, Д. Гилфорда, О. М. Дьяченко,С.Л, A. M. Матюшкина, Я. А. Пономарева., Г. П. Калинина, Л. П. Малиновская, В. И. Романина, С. Б. Шухардина и др. Анализируя работы этих авторов, можно отследить, что общее в их исследованиях — это характеристика детского конструирования как создания некой конструкции на основе воображения, по четкой инструкции или моделирования ситуации.

Слюнко Т. В. В коллективной монографии рассматривает конструирование как средство формирования математических представлений у дошкольников [2].

В своем исследовании мы взяли на основу конструирование — моделирование «МОБИ», так как на наш взгляд оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мышление, речевую деятельность, развивает способности к моделированию и изобретательству способствует самовыражению и формирует коммуникативные навыки.

Цель исследования — разработать модель развития конструкторских умений и навыков у дошкольников и проверить на практике ее эффективность.

Задачи: создать образовательно-воспитательный комплекс педагогических заданий по развитию конструкторских умений; провести сравнительный анализ эффективности модели.

Объект исследования — процесс развития конструкторских умений и навыков у дошкольников.

Предмет исследования — методики в рамках Модели и их эффективность.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники 4,5–6 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 147» города Воронежа. Начало исследования — 2019 год.

Методы исследования: конструирование на развитие сенсомоторных процессов; конструирование по образцу; конструирование по сюжету; конструирование на решение проблемных ситуаций и задач.

Результаты и их обсуждение

Модель представляет собой систему работы с дошкольниками по обучению конструированию и моделированию. Конструкторские умения — основное в конструировании. Получатель знаний, умений и навыков конструирования — дошкольник.

Далее отражены виды и этапы конструирования, которые взаимосвязаны. Для обучения навыкам конструирования необходимы специальные условия. Модель отражает эти параметры. В качестве определения уровня конструкторских умений использовались задания «МОБИ»: скорость конструирования; понимание смысла конструкторской задачи; умение сосредоточиться на выполнении задания; креативность при свободном конструировании.

Для анализа результатов применялась бальная система — от 0 до 3, где 0 — неумение воспроизвести по образцу половины модели конструктора; 1 — собрана половина модели конструктора; 2 — собрано 2/3 модели конструктора; 3 — собрана модель конструктора полностью.

Были получены результаты, которые свидетельствуют о проблемах:

Модель развития конструкторских умений и навыков у дошкольников

Рис. 1. Модель развития конструкторских умений и навыков у дошкольников

— не все дети способны концентрировать внимание и точно подбирать детали конструктора (высокий балл получили 16 детей из 35);

— три ребенка из 35 детей вообще не справились с выполнением модели конструкции, хотя по наблюдению, если этих детей не ограничивать рамками времени, техники выполнения и точности, то они способны к конструированию.

Сравнительный анализ конструкторских умений у дошкольников

Рис. 2. Сравнительный анализ конструкторских умений у дошкольников

Вывод: при проведении занятий по развитию конструкторских умений у детей формируется структура деятельности, создающая условия для общего развития. Основные дидактические принципы модели отличаются доступностью и наглядностью, последовательностью и систематичностью при обучении дошкольников конструированию.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Слюнко Т. В. Конструирование как средство формирования математических представлений дошкольников // Современные проблемы естественно-математического образования в период детства: коллективная монография / Под общ. ред. Л. В. Ворониной. — М.: ИНФРА-М, 2018.

Ключевые слова

модель, моделирование, конструирование, дошкольники, навыки и умения
Задать вопрос