Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ермоленко, В. Н. Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / В. Н. Ермоленко, Е. В. Королёва, Е. А. Кондратова, Н. И. Колотнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6222/ (дата обращения: 23.04.2021).



Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от самооценки и восприятия его группой сверстников. Авторами предложен методический комплекс, способствующий успешной социализации и адаптации детей.

Ключевые слова: дошкольники; педагогическая модель; образовательная организация; социализация; методический комплекс.

Введение. Актуальность исследования обоснована тем, что формирование личности подрастающего поколения является важнейшей задачей общества. Значимость данной проблемы в современных условиях возрастает в связи с тем, что общество, в котором цифровая трансформация проникла во все сферы жизнедеятельности, усвоение социальных норм с раннего возраста служит ценностной ориентацией человека.

Социализация ребенка является предметом исследования многих ученых. Среди них Г. М. Андреева, А. Б. Вебер, А. В. Дмитриев, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель, Е. И. Тихеева, П. Ф. Каптерев и др.

Одним из первых проблемам изучения детских коллективов и социализации детей в 1920-е годы посвятил Г. Фортунатов, отстаивавший важность, актуальность проблемы детских коллективов.

В современной педагогике и психологии социализация личности рассматривается как совокупность социальных процессов, благодаря которым ребенок или взрослый усваивает и воспроизводит определенную в обществе систему знаний, нравственных норм, ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. Одним из критериев социализации являются следующие качества: самостоятельность, инициативность, ответственность и рефлексия.

В дошкольном возрасте у детей старше трех лет появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Наблюдаются попытки развития волевых качеств, умение подчинять свои действия установленным социальным нормам поведения (Е. М. Беспаленко, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович и др.).

Авторы А. В, Захарова, В. П. Зинченко, А. И. Липкина, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. С. Фетисов и др. считают, что самооценка относится к центральным образованиям личности, отвечающем за социальную адаптацию.

Самооценка является регулятором поведения и деятельности и формирование самооценки происходит в процессе игровой деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Специалистами в области дошкольной педагогики доказано, что формируют самооценку дошкольнику взрослые, порицание или подбадривание — могут возвысить ребенка и дать уверенность в своих силах или посеют неуверенность.

Изучение литературы, научных трудов позволило определить цель исследования — создание педагогической модели социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи:

— разработать и реализовать модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации;

— подготовить методический комплекс специальных педагогических кейсов, педагогических упражнений, игровых сюжетов в рамках модели.

Предмет исследования — социализация дошкольников в современных условиях.

Объект исследования — условия, создаваемые педагогической моделью для успешной социализации дошкольников в ДОО.

Научная новизна заключается в разработке педагогической модели и расширением ее содержания применительно к условиям детского сада.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходит в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 147» города Воронежа с сентября 2019 года и продолжается до настоящего времени. В исследовании приняли участие дети разных возрастных групп и педагоги.

В качестве мониторинга успешности или неуспешности реализации модели использовались следующие диагностические игровые методики: «Солнце светит на того, кто…», «Путешествие в страну сюрпризов», «Переправа», «Магазин хороших поступков» и дидактические игры.

Результаты и их обсуждение

Конечным показателем успешной социализации является: успешная организационная социализация, т. е. процесс приобретения ребенком навыков и знаний, необходимых для социальной роли; ресоциализация; социальная адаптация; вербальное и невербальное общение и коммуникативные навыки; коллективно-социальный тип поведения и отсутствие агрессии; развитие эмоционального интеллекта.

Для выявления успешности реализации модели проведены два мониторинговых среза и сделан анализ, который подтвердил эффективность модели. За высший бал взята единица, низший балл — 0 (таблица 1).

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Рис. 1. Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Было выявлено, что социализация дошкольника может быть успешной в том случае, если запущен процесс создания и реализации оптимальных условий адаптации и социализации ребенка, а также формирование у него потребности в саморазвитии. На социальное развитие дошкольника воздействует педагог, в связи с чем, в педагогической модели педагог и дошкольник находятся в центре, так как они взаимодействуют и подчиняются социальным законам, регулирующим отношения в обществе. Разработанные критерии оценки уровня социализации позволили выявить, что практически все дети имеют высокий и выше среднего уровень социализации.

Таблица 1

Сравнительный анализ социализации дошкольников

Название методик

2019 г

2021 г

Результат

Сюжетные картинки «Оцени поступок»

0,65

0,78

+0,13

«Незаконченная сказка»

0,54

0,76

+0,22

Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение

0, 46

0,69

+0,23

Таким образом, вербальная фиксация признаков экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного человека имеет наибольший показатель. Мы расцениваем, что этот факт связан с возрастными особенностями и возрастными новообразованиями в процессе воспитательно-образовательного процесса.

Сюжетные картинки «Оцени поступок» имеют наименьший показатель. Это факт мы связывает с эмоционально-нравственным воспитанием в семье и семейными традициями, так как сюжетные картинки содержат бытовые сцены.

Сделан вывод об эффективности педагогической модели социализации дошкольников в образовательной организации и в дальнейшем планируется ее усовершенствование в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом и образовательными стандартами.

Литература:

  1. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология — СПб.: Издательство «Питер», 2000. —416 с.
Задать вопрос