Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.03.2021

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Анищенко, Е. А. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста / Е. А. Анищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6219/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается вопрос формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с учетом требований, предъявляемых современным обществом. Раскрываются формы, методы и содержание работы по данному вопросу.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические понятия, ФГОС.

На первый̆ взгляд такое понятие как экономика абсолютно не ассоциируется с дошкольным детством. Однако, если вдуматься, то мы увидим, что современные дети уже с раннего возраста попадают в определенную экономическую среду, наполненную экономическими словами и определениями. Практически ежедневно они встречаются со множеством экономических профессий, вместе с родителями «покупают» товары в магазинах и в интернете, смотрят рекламу по телевизору, становятся участниками разговоров родителей о семейном бюджете… Это и многое другое накладывает свой отпечаток на необходимость включения экономического воспитания будущего поколения [2, с. 11–14].

Наша жизнь довольно непредсказуема и весьма интересна. Отчасти по этой причине элементарные представления об экономике дети приобретают на своем жизненном пути самопроизвольно: беседуя со взрослыми и сверстниками, посещая магазины, банки, во время просмотра телевизора и т д.

Нынешние дети — это в будущем школьники, студенты, а потом и работники. Тот багаж полученных еще в детстве знаний, привычек и навыков, станут для них определенной базой для их дальнейшей удачной экономической деятельности.

Новый уровень хозяйствования требует от современного человека наличия определенных качеств, что в свою очередь создает ряд общественных проблем.

Таким образом, организация систематической работы с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности становится сегодня одним из актуальных вопросов дошкольного образования.

25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг.», на основании которого в детских садах также началось введение начал экономики.

Дошкольный возраст обоснованно считается самым сензитивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли. То есть качеств, необходимых для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека [2, с. 77].

Ребенок неотделим от жизненного функционирования своей семьи, ее обихода и ежедневных забот. Поэтому именно здесь он приобретает свои первые экономические познания: узнает интересы и потребности своей семьи, отождествляет понятия «работа» и «деньги» (родители работают, за что получают вознаграждение — деньги); начинает понимать необходимость денег, на практике знакомится с процессами купли-продажи [3, с. 112–113].

Довольно рано дети самостоятельно начинают участвовать в процессе покупки товаров (родители разрешают им подать кассиру деньги, взять чек и сдачу). Ребенок постарше по просьбе родителей может совершить покупку. К слову, такого рода поручения он выполняет с большим энтузиазмом, приобщаясь при этом к миру взрослых. С малых лет дети начинают чувствовать себя соучастниками совместных дел семьи.

Учитывая этот факт, проблема финансового воспитания дошкольников должна решаться родителями и педагогами вместе, уже начиная с дошкольного возраста.

И здесь возникает ряд важных вопросов.

Первый вопрос: с какого возраста необходимо включать работу по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников?

Педагоги, занимающиеся проблемой экономического воспитания детей дошкольного возраста, утверждают, что такую работу можно начинать уже раннем возрасте.

Второй вопрос: каким образом начать знакомство детей с основными положениями этой сложной науки — экономики?

Природой заложено, что ребенок рождается с характерным бессознательным устремлением к изучению и созерцанию всего нового и непривычного. Таким образом, первостепенной задачей педагогов становится построение таких ситуаций, в которых стремление детей к усвоению нового будет постоянным. [1, с. 2].

В основу экономического воспитания дошкольников ложится тематический подход. Так, занятия, игры, экскурсии, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, выдержанные в «одной теме» помогут поэтапно ввести их содержание в воспитательно-образовательный процесс ДОО.

Задачи работы по данному направлению следует ориентировать на возрастные особенности детей. Так, в основу работы над темой в младшей группе ложится воспитание бережного отношения к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых; более детально происходит ознакомление с профессией продавца.

Воспитанникам средней группы необходимо помочь увидеть, что труд человека должен быть направлен на достижение определенных результатов и удовлетворение потребностей людей. В этом возрасте целесообразно сделать упор на воспитание уважения и благодарности взрослым за их труд, заботу о детях. С 4–5 лет мы впервые знакомим детей с терминами «купля» и «продажа».

Старший дошкольный возраст — время ознакомления с материальным обеспечением семьи, знакомством с понятием «потребность» человека, «бюджет», «реклама». В этом возрасте целесообразно уделить должное внимание воспитанию культуры потребления: воды, электричества, продуктов питания, одежды и обуви.

В подготовительной группе происходит систематизация и углубление полученных ранее знаний: расширяется представление о деньгах, реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы акцентируем внимание на формировании основных экономических категорий, но и не забываем о воспитании таких нравственных качеств, бережливость, трудолюбие, уважение к результатам труда взрослых, ответственное отношение к чужим вещам и др. [3, с. 56–59].

Успех реализации этих задач зависит от наполнения развивающей предметно-пространственной среды, благодаря которой ребенок имеет возможность закрепить полученные экономические знания в игровой деятельности. Так, целесообразно пополнить необходимыми атрибутами центр сюжетно-ролевых игр (изготовить маркеры игрового пространства «Банк», «Магазин», подготовить деньги разного номинала и др.).

Центр книги может быть пополнен такими произведениями, как А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-цокотуха», Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» и др.

Кроме того, полезно скомпоновать подборку тематических мультфильмов:

— по художественным произведениям: «Бизнес крокодила Гены», «Трое из Простоквашино» (Э. Успенский), «Как старик корову продавал» (С. Михалков) и др.;

— познавательные мультфильмы: мультсериал «Смешарики» — цикл серий «Азбука финансовой грамотности», мультсериал «Уроки тетушки Совы» — цикл серий «Азбука денег».

Эффективность формирования азов финансовой грамоты у воспитанников находится в зависимости и от того, какие методы и приемы используются педагогом.

Они довольно разнообразны: организованная образовательная деятельность, различные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольно-печатные), квесты и развлечения, чтение художественных произведений, организация реальных и виртуальных экскурсий, встреч с представителями различных профессий. Все они способствуют повышению интереса воспитанников к получению экономических знаний.

Создание благоприятных, комфортных условия дают возможность каждому воспитаннику построить собственный путь в страну экономики через игру, математику, рисование и т. д.

Подводя итоги, хочется отметить, что ФГОС ДО преследует своей целью формирование общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура, характеризующаяся овладением первичными представлениями об основных экономических понятиях и определенными нравственными качествами личности (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Каждый из нас должен понимать, что развитие государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности его общества. Экономика всегда была, есть и будет одной из важнейших составляющих жизни человека. Все время изменяющиеся условия жизни общества диктуют свои условия, требуя постоянное непрерывное экономическое образование. А это доказывает необходимость его начала именно с дошкольного возраста. Самостоятельно воспитанник ДОО не сможет освоить эту область, помочь ему в этом должны взрослые: педагоги и родители. Только тогда он сможет понять, какое место занимает экономика в окружающей его действительности.

Литература:

  1. Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»: Учебно — методическое пособие. — СПб.: «Детство — Пресс», 2001.
  2. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». — М.: Вита — Пресс, 2019.
  3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Ключевые слова

ФГОС, финансовая грамотность, экономические понятия
Задать вопрос