Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асеева, Е. И. Технологическая модель развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. И. Асеева, И. Г. Дорожинская, Е. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6213/ (дата обращения: 21.04.2021).



Статья посвящена созданию инновационной модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. Технологичность представлена упорядоченным содержанием, специально организованными педагогическими методами и приемами по развитию речи дошкольников обозначенных возрастных групп. Доказано, что реализация модели обеспечивает достижение дидактических целей.

Ключевые слова: речь, дошкольники, технологии, модель, методы, образовательная организация.

Введение. Вопросы обучения и развития детей дошкольного возраста неразрывно связаны с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим особую актуальность приобретает расширение сферы образовательных услуг, оказываемые ДОО и которые направлены на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В настоящее время наибольшую озабоченность вызывает рост числа детей, имеющих проблемы в речевом развитии.

Формирование речи у детей осуществляется в игре, в которой ребенок осваивает язык, общается, формирует коммуникативные навыки, развивает мышление и воображение, создает свою картину мира.

Л. А. Венгер, проводя психологические исследования по данному вопросу, сделал вывод, что у детей можно формировать речевую готовность, используя специально организованную образовательную деятельность и образовательные события [].

С. Е. Привалова теоретически обосновала и разработала технологию реализации коммуникативного подхода в развитии речи детей младшего школьного возраста. Автором описаны следующие принципы: развития языкового чутья, формирования элементарного осознания явлений языка, обогащения мотивации речевой деятельности [].

Педагогические технологии развития речи детей направленны на формирование правильной речи и умений речевого общения.

О. А. Бизикова разработала систему педагогической деятельности по развитию речи у дошкольников, в которой структурированы занятия по развитию связной, образной, монологической, диалогической речи [].

Нами изучены множество диссертаций и научной литературы по проблеме исследования, что позволило сформулировать цель — разработка и реализация технологической модели развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Объект исследования — процесс развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста.

Предмет исследования — технологическая модель развития речи дошкольников в ДОО.

Научная новизна обоснованы педагогические технологии в рамках технологической модели развитии речи дошкольников, определены содержание, средства и приемы, разработаны критерии и показатели мониторинга развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста.

Задачи исследования:

– разработать и реализовать в образовательном процессе технологическую модель развития речи у дошкольников младшего и среднего возраста в условиях образовательной организации,

– провести мониторинг эффективности реализации модели.

– на основании анализа данных мониторинга разработать дополнительные образовательные кейсы для развития речи дошкольников.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники младшей и средней групп МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область. Исследование проходит с января 2021 года, рассчитано быть реализованным в январе 2022 года.

В качестве методов исследования использовались задания и упражнения, отраженные в модели.

Результаты и их обсуждения

Модель представляет собой систему работы по развитию речи у дошкольников младшей и средней групп детского сада. Использовались методы организации и осуществления воспитательно-образовательной деятельности — наглядный, практический и словесный.

Проведенный мониторинг в начале реализации модели и мониторинг после двух месяцев активной воспитательно-образовательной деятельности позволил сделать следующие выводы:

– речевое развитие, включающее развитие умений строить высказывания разных типов, имеет разность в качественном анализе. Восприятие окружающего мира конкретно и обосновано.

– развитие монологической речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи — лексической и фонетической.

– решение различных речевых и познавательных задач на основе использования разных видов наглядности в словарной работе определяется семантическим компонентом.

Технологическая модель развития речи дошкольников в МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область

Рис. 1. Технологическая модель развития речи дошкольников в МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 3» поселок Таловая Воронежская область

– в работе над звукообразованием особое внимание обращается на обучение владению такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность, умение ставить логические ударения.

– выявлено, что социально адаптируемы дети, как правило, имеют высокий уровень речевого развития.

Таким образом, в развитии речи дошкольников важным аспектом становится формирование языковых обобщений, заучивание стихотворений, песен, участие в театральных постановках, т. е. все то, что строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, пониманию смысловых оттенков слова и речи, использовании в коммуникативном взаимодействии разнообразных грамматических конструкций.

Разработанные для реализации модели модульные программы являются эффективными, ориентируют на овладение родным языком, влияют на процесс развития речи и когнитивных процессов в целом.

Литература:

  1. Бизикова О.А Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.
  2. Психология: Учебное пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 335 с., Кишинев: Штиинца, 1991. — 341 с.
  3. Привалова С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 2002 176 c.
Задать вопрос