Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Белоненко, Ж. В. Создание развивающего лего-пространства в дошкольной образовательной организации как возможность воспитания навыков будущего / Ж. В. Белоненко, Р. Н. Абельмазова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6206/ (дата обращения: 18.04.2021).



Ключевые слова: конструктор ЛЕГО, образовательный процесс, ребенок, мелкая моторика.

Лего-конструирование — это творческая, не рутинная деятельность всегда привлекательная для ребёнка-дошкольника, живущего в высокотехнологичном современном мире. Исследования показали, что работа с конструкторами Лего способствует развитию у детей сенсорных представлений, пространственного и логического мышления, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, диалогической и монологической речи, расширению словарного запаса. Лего-конструирование оказывает большое влияние на развитие способностей детей и помогает выявить их таланты. Помимо этого, способствует формированию первоначальных технических навыков, обеспечивает знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в воспитании навыков будущего. Поэтому на наш взгляд, лего-конструирование является одним из наиболее эффективных способов развития интеллектуальных и творческих способностей современного дошкольника.

Для эффективной организации занятий по лего-конструированию и робототехнике необходимо обустроить лего-пространство, где будут проводиться занятия с детьми. В связи с этим мы считаем актуальным вопрос организации и усовершенствования образовательной среды ДОО, обеспечивающей развитие личности каждого обучающегося, в процессе индивидуальной творческо-предметной деятельности основанной на освоении технологии робототехники посредством лего-конструирования.

Во многих дошкольных образовательных организациях сегодня существует специальные кабинеты Лего и робототехники. Лего-центр — это отдельно организованный центр активности дошкольников, созданный на базе игровой комнаты, оснащенный необходимыми учебно-методическими средствами.

При отсутствии в ДОО отдельного помещения могут использоваться групповая комната, музыкальный или спортивный зал, рекреация и др. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе с использованием лего-конструкторов позволит учитывать в большей степени принцип вариативности в соответствии с ФГОС ДО, который предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Как к отдельно оборудованному лего-центру, так и к центру конструирования в группе рекомендованы определенные требования. Рекомендуется предусмотреть:

— зону со стеллажами для хранения деталей конструкторов LEGO в специальных сортировочных ящиках. Рекомендуется использовать два способа сортировки деталей: по цветам и по форме. На каждом сортировочном ящике для удобства необходимо разместить картинку с условным обозначением содержимого контейнера. Для детей должен быть обеспечен свободный доступ ко всем видам конструкторов;

— рабочую зону для воспитанников по созданию построек.

— место для конструкций, работа над которыми еще не завершена;

— место для выставки готовых конструкций;

— место хранения методического комплекта (программа, рабочие тетради) и дополнительных материалов (схемы, таблицы, иллюстрации, альбомы с фотографиями детских лего-конструкций и проектов).

Для успешного проведения деятельности с Лего-конструктором необходимо соблюдать некоторые условия:

— формировать группы детей по 8 человек;

— организовывать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;

— подробно знакомить детей с образцом (схемой, темой и т. д.);

— обеспечивать сохранность постройки на некоторое время.

Конструкторы ЛЕГО представляют собой яркий, трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер.

Наборы ЛЕГО можно использовать уже с детьми раннего возраста. При этом для каждого возраста разработаны максимально удобные по размеру детали. Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера SYSTEM, которые, кроме основных задач, способствуют, в том числе, и развитию мелкой моторики, концентрации внимания и памяти.

Обогащение и насыщение образовательного процесса исследовательской и конструктивной деятельностью осуществляется в рамках как специально организованной образовательной деятельности в ЛЕГО-центре, так и самостоятельной деятельности дошкольников на основе индивидуализации образовательного процесса.

Использование ЛЕГО — технологии строится в последовательном освоении конструктивной и исследовательской деятельности с разными тематическими наборами, которые последовательно сменяют друг друга, обеспечивая поступательное движение от простого к сложному

Применение разнообразных тематических наборов позволяет последовательно и в занимательной форме подвести детей к изучению достаточно сложных понятий на простом и доступном материале, в частности, дети знакомятся с разнообразием транспортных средств и их назначением, узнают о механизмах и принципах их работы. Это стимулирует познавательную инициативу воспитанников и дает им в руки удобные инструменты, при помощи которых можно воплотить свои идеи в практический результат и проверить его правильность.

Целесообразная продуманность комплектования наборов обеспечивает педагогам большое разнообразие содержания, которое можно реализовывать, имея в дошкольном учреждении несколько базовых комплектов.

Лего-конструктор, наборы для конструирования и робототехники — это полезная гимнастика для ума! Они соответствуют всем требования ФГОС ДО, так как они современные, оригинальные, неповторимые, простые, универсальные и безопасные. Поэтому с уверенностью мы можем сказать, что с помощью этих конструкторов можно решать проблемы образования, воспитания и развития детей в XXI веке!

Литература:

  1. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. — 2014. — № 8.
  2. Волкова, С. И. Конструирование / С. И. Волкова. — М: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М., 2013.
  4. LEGO в детском саду. Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO Education, авт. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015.
Задать вопрос