Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.03.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Капкаева, Л. Р. Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста / Л. Р. Капкаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6188/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: ребенок, педагог, новые технологии, арт-терапия.

Одним из важных этапов в жизни ребенка является дошкольный возраст. Именно в данный период ребенок начинает активно познавать мир, который его окружает. Методом проб и ошибок ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с окружающими его людьми, получает первые элементарные знания. Придя в детский сад, ребёнок сталкивается с незнакомым ему миром, с новыми жизненными условиями. И именно от нас зависит, как ребенок будет себя ощущать себя в детском саду, как он воспримет эту действительность. В данный период ребенку необходимо помочь высвободить скрытые возможности, сохранить свою неповторимость, совершенствовать себя в том или ином направлении. В свою очередь хотелось бы отметить, что ребёнку дается это не всегда легко. Зачастую ему мешает неуверенность, упрямство, конфликтность, тревожность. А в некоторых случаях задержка речевого развития. Все это является результатом личных переживаний ребенка. Дети требуют повышенного внимания. И пересмотр содержания дошкольного образования просто необходим. Нужно стараться внедрять инновационные процессы, которые способны обновить содержание дошкольного образования. А также формы его реализации, методы и приемы, преподнесения содержания детям. В данную работу должны быть вовлечены все педагоги дошкольного учреждения. Остро встает вопрос о необходимости новых технологий, которые способны обеспечивать познавательное развитие и стимулировать речевую активность. И именно такой технологией и является, на мой взгляд, арт-терапия.

Данное направление работы в педагогическом процессе относительно новое. Оно способно объединить арт-терапию и обучение, воспитание, развитие ребенка. Опыт показывает, что использование арт-терапии в работе с детьми значительно повышает мотивацию, оптимизирует развитие ребенка, дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции ребенка. Для этого нужно построить работу так, чтобы ребенок сам сделал правильный вывод из своих собственных поступков, которые совершил.

С помощью силы искусства поднимается сила духа, вселяется уверенность, адекватность восприятия действительности. Это прекрасный способ выразить свои эмоции и чувства. Дети не способны на данном периоде жизни выражать свои мысли, но они способны рисовать, лепить.

Важно отметить, что занятия арт-терапией не требуют специальной подготовки. Занятия строятся на игровом сюжете. Дети выполняют определенные задания педагога. Это увлекательная форма занятий позволяет внести ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Это позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей. Используя арт-терапию в ходе занятий педагог стремится, чтобы каждый ребенок был способен раскрыть свои возможности, смог быть активным участником педагогического процесса.

Данная техника применяется при решение большого спектра проблем:

— развитие познавательно-речевой активности;

— решение целого ряда задач воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения;

— стремиться привить любовь к культурному наследию, при этом расширить кругозор ребенка;

— развивать уверенность в себе;

— достичь гармонии эмоционального состояния.

Наиболее известными приемами арт-терапии являются:

— изотерапия (рисование);

— цветотерапия (изучение цветов и оттенков);

— песочная терапия (игры с песком развивают мелкую моторику);

— игротерапия (успокаивает, помогает справляться с комплексами и страхами, способствует развитию общения, коммуникации, повышает самооценку у ребенка);

— музыкотерапия (прослушивание мелодий). Она эффективно влияет на гиперактивных детей, способствует развитию культуры ребенка);

— сказкотерапия (на занятиях рассказывают сказки, это уникальная возможность прожить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Помогает придумывать собственные истории).

В зависимости от эмоционального состояния, готовности к взаимодействию могут применяться как отдельно взятые приемы, так и применяться комплексный подход. Необходимое условия данных занятий — это игровая форма. Игровая форма занятий — рисование, пение, танцы — это единственный приемлемый метод работы с детьми. Хотелось бы отметить, что изобразительная деятельность детей должна стать важной частью воспитания. Изучение работ детей позволяет определить проблему ребенка и попытаться найти решения в сложившейся ситуации.

В соей работе я стараюсь использовать все виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию моих подопечных. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы изотерапии, в частности, рисование, аппликации, прикладное творчество, сказкотерапия. Тем самым я детально могу изучить внутренний мир каждого ребёнка, и обратить внимание родителей на какие-либо отклонения. Кроме этого, делаю отдельный акцент на танцевальные и музыкальные занятия, также чтение художественной литературы. Обучение моих детей с использованием любых методов арт-терапии всегда проходит в веселой игровой форме.

C:\Users\Макс\Downloads\IMG_20210323_135954.jpg

C:\Users\Макс\Downloads\IMG_20210323_135941.jpg

C:\Users\Макс\Downloads\IMG_20210323_142240.jpg

Литература:

  1. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Л. Д. Лебедева 2003
  2. Арт-терапия в работе с детьми М. В. Киселева, 2006
  3. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей. Клезович О. В., 2005
  4. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» Ольга Шорохова 2008
  5. Характеристики книги Смирнова М. Г. «Изобразительная деятельность старших дошкольников. Рекомендации, занятия, дидактические игры» 2009
Задать вопрос