Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Струкова, В. А. Использование воспитателем дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей / В. А. Струкова, И. В. Чистякова, Е. Н. Иванова, О. А. Бухонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6187/ (дата обращения: 19.03.2024).



Статья посвящена описанию опыта использования в воспитательно-образовательном процессе детского сада современных технологий познавательного развития дошкольников. Представлена воспитательно-образовательная модель современных технологий познавательного развития. Доказана эффективность модели методом сравнительного анализа.

Ключевые слова : педагогические технологии; познавательное развитие; модель; воспитатели; дошкольники.

Актуальность исследования. Реализация федерального образовательного стандарта дошкольного образования ориентирует на интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. С психологической точки зрения повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его индивидуальности, развитию когнитивных процессов и познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование картины мира и мировоззренческой направленности.

В связи с этим актуальность нашего исследования на педагогическом уровне определяется тем, что познание мира дошкольниками осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — общее развитие ребенка.

Обращаясь к теме исследования, нами было изучены теоретические и практические описания проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в науке (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A. B. Запорожец, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы уделяют внимание психологическим и социальным аспектам познавательного развития, теории и методике интеллектуального развития, формированию представлений об окружающем мире и др.

Современные авторы Т. А. Сурьянинова, Н. В. Ефремова, Е. В. Эмербекова приводят примеры успешного формирующего эксперимента в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке [4].

Л. Н. Беспалова описывает опыт познавательного развития дошкольников в процессе поисковой деятельности. Ученым поставлен акцент на детей старшего дошкольного возраста и анализируется процесс формирования познавательного развития посредством использования моделирования в образовательной деятельности [2].

Е. М. Беспаленко считает, что успешное познавательное развитие дошкольников закладывает основу для будущего профессионального самоопределения [1].

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе рассматривала А. С. Микерина, считая процесс познавательного развития дошкольников взаимодействием их с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов жизненного опыта [3].

Изучение многочисленной научной и практической литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — разработка модели и практическое обоснование использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей.

Задачи:

— разработка модели, как системы познавательного развития дошкольников в условиях детского сада;

— мониторинг познавательного развития дошкольников в рамках реализации модели;

— мониторинг использования современных технологий познавательного развития в ДОО.

Методы исследования и исследуемые

Реализация модели использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей продолжается с 2019 и рассчитана до мая 2022 года. В исследовании принимают участие дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа.

Модель представляет собой схему индивидуально-ориентированного подхода к процессу познавательного развития дошкольников. Реализация модели как воспитательно-образовательный процесс ориентирована на изменение компонентов педагогической деятельности с целью ее эффективного преобразования.

В каждом компоненте структуры модели представлены технологии реализации образовательного процесса по изучаемому компоненту и дается описание деятельности педагога. Центральной частью модели являются методы, при помощи которых будут реализовываться и применяться современные технологии.

В модели представлены следующие технологии: здоровьесберегающие; технологии исследования и проектов; личностно-ориентированные технологии; цифровые технологии; технология проблемного обучения; технологии ментальной репрезентации; портфолио; ТРИЗ.

К каждой технологии разработан учебно-методический комплекс, включающий игры, задания, интегрированные занятия. Например, эмоционально-чувственный метод используется при реализации технологии ментальной репрезентации, ТРИЗ, личностно-ориентированных технологиях.

Модель использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Рис. 1. Модель использования воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей

Когнитивный метод используется при реализации технологии проблемного обучения (квесты образовательные), технологии исследования и проектов, а деятельностный метод используется при реализации всех технологий.

Таким образом, использование воспитателями дошкольной образовательной организации современных технологий познавательного развития детей позволяет: постепенно и качественно обеспечивать переход к более высокому уровню познавательного развития ребенка. А развитие познавательного интереса позволяет отследить динамику познавательного развития дошкольников. Процесс познавательного развития строится с учетом индивидуальности ребенка в познании окружающего и на основе современных образовательных технологий.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Беспалова Л. Н. Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности // Актуальные исследования. 2020. № 8 (11). С. 133–135. URL: https://apni.ru/article/616-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-p-r
  3. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / А. С. Микерина // Начальная школа плюс До и После. — 2013. − № 12. — 63–67 с.
  4. Сурьянинова, Т. А. Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения лепке / Т. А. Сурьянинова, Н. В. Ефремова, Е. В. Эмербекова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 64–76. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49146/ (дата обращения: 22.03.2021).
Задать вопрос