Формирование у дошкольников духовных ценностей, нравственного сознания и активной жизненной позиции | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 25.03.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Макарова, В. Н. Формирование у дошкольников духовных ценностей, нравственного сознания и активной жизненной позиции / В. Н. Макарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6183/ (дата обращения: 14.04.2021).



Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

В. В. Путин

Одним из главных приоритетов развития российского образования на современном этапе определено духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, начиная с раннего возраста, так как именно воспитание обеспечивает формирование целостной личности ребенка и направлено на построение конструктивных отношений с миром, людьми, собой. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому, в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно —нравственного воспитания детей и молодежи. Эти вопросы закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он, — имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ народности — тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. К. Д. Ушинский был убежден, что первый воспитатель — это народ, Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Духовно-нравственное воспитание используется в ДОО для развития социального и эмоционального интеллекта детей, развитие стремления и умения справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей является создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Целый ряд задач, которые мы решаем:

  1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям;
  2. Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность);
  3. Воспитание любви к Родине, семье;
  4. Повышение общественной роли семьи, как первого наставника ребенка в духовно-нравственном воспитании;
  5. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада, во все виды детской деятельности;
  6. Содействие освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
  7. Оказание помощи семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
  8. Содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости, проявлению этих чувств;
  9. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
  10. Познание и прививание православной культуры и традиций Белгородской области.

Формы работы с детьми и родителями:

  1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей. С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране;
  2. Экскурсии, целевые прогулки по родному селу и городу.
  3. Знакомство детей с символами: гербом, флагом, гимном.
  4. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  5. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  6. Воспитание уважения к труду.
  7. Беседы с детьми о правилах поведения.
  8. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
  9. «Этические беседы с дошкольниками» соответствует ФГОС ДО)
  10. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно — иллюстративного материала «Моя семья»). Совместные творческие работы детей и родителей.
  11. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
  12. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
  13. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
  14. Проведение совместных с родителями праздников.
  15. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.
  16. Развитие интереса к традициям и промыслам.
  17. Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  18. Лекторий для родителей;
  19. Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  20. Вечера вопросов и ответов;
  21. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары.

Использование в образовательном процессе духовно-нравственное воспитание способствует воспитанию у детей чувство привязанности к своему городу, вызывает чувство гордости за свой родной край. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому педагоги ДОО помогают родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Духовно-нравственное развитие обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Прогнозируемые результаты:

  1. Снижение нарушений в поведении детей, улучшение дружеских отношений в коллективе;
  2. Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса:
  3. Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка;
  4. Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка;
  5. Соединение православных традиций.

Духовно-нравственное воспитания дошкольника — предусматривает воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России.

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям — отцу и матери, любви к своему дому , улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Основная цель ДОО

Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольника через приобщение к православным ценностям и традициям русского народа.

Формы работы:

— Занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные.

— Экскурсии, развлечения, досуги, русские народные праздники, театрализованная деятельность, игровая деятельность.

Методы и приемы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности: проблемно — поисковые вопросы, разбор пословиц и поговорок, ведение нового персонажа, творческие задачи, объяснение происхождения слов.

На занятиях педагоги ДОО знакомили детей с семейными традициями, обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Учили их быть внимательными и любящими своих родителей, почитать старших членов семьи. Сначала дети учатся христианской любви в родной семье, потом — ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством: чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка. Беседовали на темы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме», заучивают стихи о маме, изготавливали подарки для мам, бабушек, выполняли творческие работы из разных материалов.

Проводили концерт, посвящённый празднику «День МАТЕРИ», в котором приняли участие дети, их мамы, сотрудники нашего дошкольного учреждения. А также были организованны интегрированные занятия и выставки творческих работ детей и родителей.

Основной формой организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОО, является организованная образовательная деятельность, которая представлена в форме занятий, по расширению представлений детей о родной стране России. Занятий проводились на темы: «Наша Родина Россия», «Флаг России — великое знамя». Занятия по ознакомлению детей с Белгородской областью «Моя Белгородчина», с родным городом Шебекино «Моя малая Родина — Шебекино!», «Город Шебекино — милый город», с обычаями и культурой. Большое значение придаем изучению истории Российской государства, государственной символики, жизни русских героев. Детей знакомили с многообразием природы родного края, различными профессиями. Дети получили незабываемые впечатления от экскурсий в Шебекинский историко-художественный музей, где познакомились с историей родного края, с военной историей.

Проводились с детьми тематические экскурсии к памятнику погибшим шебекинцам, Мемориалу Памяти, Алее Славы. Здесь у Вечного огня, всегда лежат живые цветы от благодарных потомков. Дети гордятся нашими земляками, которые отдали свои жизни за свободу и мир будущих поколений. Такие впечатления дорогого стоят! Значит, мы посеяли в детских душах зёрна добра и любви к нашей истории, нашей малой и большой Родине.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае . Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам.

Знакомили детей с традициями и укладом жизни русского народа, устройством предметной среды русской избы, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней. Выполняя творческие задания, дети приобщались к народной декоративно-прикладной культуре, знакомились с ремёслами и промыслами.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.

Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников педагоги создавали радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества, Масленицы — проводов зимы, разъясняем некоторые обряды, обычаи, колядки, заклички, связанные с данным праздником. Дети нашего детского сада вмести с родителями побывали на народном гулянии Масленица, где принято сжигать чучело и лакомиться блинами.

Детей знакомили с традициями, обычаи русского народа, с историей народной культуры, с историей Белгородской области, Шебекинского городского округа. Чтобы дети могли проникнуться чувством понимания её древности и величия.

Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Главный результат в деятельности нашего дошкольного учреждения по данной теме мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ.

«У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя».

Литература:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
  2. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. — М.: Перспектива. — 2009
  3. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Киркос Р. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. -С-Пт., 2005
  5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010
  6. Петрова В. И., Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
  7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. — 2011.
  8. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке ответственность? — М., 2010
  9. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей» (методическое пособие, 2 изд. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014г.).
Задать вопрос