Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 24.03.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чернова, О. В. Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода) / О. В. Чернова, Л. А. Ермоленко, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6181/ (дата обращения: 19.04.2021).



Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Проведение развивающих занятий с использованием различных современных информационных средств, позволяют привлечь детей яркостью и динамикой, вызывают эмоциональный отклик.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, технические новинки, мультимедиа, познание, развивающее обучение, мотивация, творческие возможности.

Всего лишь несколько лет назад было трудно представить, что за возможности таят в себе развивающиеся технологии. Стремительное внедрение новых цифровых направлений меняет окружающую жизнь. Современные родители учились и росли в другом мире, других условиях, которые существенно отличаются от нынешних.

Сегодня дети — это маленькие компьютерные вундеркинды. Они быстрее, чем взрослые, схватывают и осваивают разнообразные технические новинки. Порой, они выступают в роли обучающих экспертов для своих домочадцев. В таких условиях уровень развития дошкольной ступени образования должен соответствовать современным тенденциям. Это предполагает разнообразное и активное использование коммуникативных и информационных технологий во всех направлениях работы детского сада.

Современные программы, методики ориентируют педагогов не просто на подачу готового материала. Важно научить ребенка добывать информацию, развивать его познавательные умения. Задача детского сада — научить учиться, развивать в ребенке желание поиска. Именно в дошкольном детстве формируются познавательные процессы, которые удовлетворяют детскую любознательность, развивают воображение, фантазию, творческую активность. Дети ставят цель и ищут пути её достижения. И всё это — самостоятельно! Дошколята учатся нестандартно мыслить, находить креативные пути решения проблем и выхода из разных ситуаций. И главное — они учатся договариваться, вместе искать лучший выход для преодоления трудностей!

И в современном дошкольном пространстве не обойтись без использования информационно — коммуникативных технологий. Каким бы ни был опытным, умелым, образованным педагог, как бы ярко и эмоционально он не подавал информацию детям — без ИКТ уже не обойтись. Эпитеты, сравнения, метафоры, конечно, украшают речь. Описание явлений и предметов можно подать в слуховом и речевом формате, но использование ИКТ позволяет оснастить познавательный процесс более широко и многогранно. Ребенок становится активным участником образовательного процесса, а не его пассивным объектом.

Не совсем верно утверждать, что дети — дошкольники в свои 6–7 лет могут и должны научиться ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Вовсе нет! Тем более, что для детей время работы с гаджетами должно быть строго ограничено, чтобы не нанести вред здоровью. Но использование ИКТ просто незаменимо для визуализации информации. Самый оптимальный и допустимый способ детского восприятия- зрительный. Яркие картинки, презентации, звуковые эффекты, красочные слайды на большом экране позволяют максимально расширять возможности организации образовательного процесса. Атмосфера погружения в ситуацию позволяет детям очутиться практически в любом месте — у речки, на лугу, в снегах Атлантиды и в знойных джунглях! Возможности компьютерных технологий открывают перед малышами безграничные просторы познания окружающего мира.

В своей работе мы, педагоги дошкольного образовательного учреждения № 47, при проведении развивающих занятий используем различные современные информационные средства, которые привлекают яркостью и динамикой вызывают эмоциональный отклик у детей.

Тематическое планирование работы в нашей коррекционной группе для детей с ТНР предполагает разнообразие лексических направлений. Педагоги подобрали видеоматериалы по всем временам года — красочные картины природы, природных явлений, погодных условий. Просмотр презентаций с использованием телевизионного формата привлекает даже неактивных детей. Это возможность «окунуться» прямо в происходящее на экране и принять участие в виртуальном путешествии по тундре, и увидеть, например, северное сияние! А джунгли увлекают детей стремительными погонями животных — хищников за своей добычей! И, как результат, расширяется кругозор детей, речь пополняется прилагательными, глаголами, сравнениями, развивается воображение детей!

Грамотно подобранный воспитателями материал, соответствующий возрасту и программным требованиям, повышает интерес и мотивацию детей к занятиям. Для каждой образовательной области в нашей группе есть обучающие и развивающие компьютерные разработки. Так, периодически педагогами используются развивающие игры по темам «Птицы», «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты». Такие занятия помогают детям более эффективно усваивать материал, проявлять свои индивидуальные способности. Особенности детского восприятия как раз позволяют ребенку усваивать зрительную информацию в картинках и рисунках. При необходимости для выполнения задания можно дорисовать, дополнить, добавить, и главное, исправить, и не бояться ошибиться. С интересом ребята знакомятся с материалами презентаций на разные темы окружающей жизни. Например, «Уроки Светофорчика» знакомят с ПДД, а «Вежливая азбука» учит культурному поведению. Основы безопасности повторяют с героями серии презентации по ОБЖ, которые составили воспитатели.

Но самый интересный и захватывающий процесс для дошколят — участие в создании мультфильмов. Наш детский сад приобрел оборудование для производства настоящих мультфильмов. И этот процесс увлёк детей настолько, что результатом стала победа в муниципальном конкурсе. Воспитатели и дети придумали сюжет с героями В. В. Воскобовича «Как Радужные гномы посадили огород». Наши ребята сами нарисовали декорации, выучили и озвучили мультяшных персонажей — Радужных гномов. Получился замечательный познавательный мультфильм, в котором герои — гномы Охле, Кохле, Желе, Зеле, Геле, Селе и Фи учат Незримку сажать овощи разными способами: семенами, рассадой, клубнями. И сам процесс съемок, и полученный результат открывают новые возможности для образования развития ребенка, для проявления его творческих возможностей.

Но не следует злоупотреблять средствами обучения. Воспитанники нашей группы компенсирующей направленности любят индивидуальные коррекционно-речевые игры, но использование их в работе педагогов строго дозированно. Это и для здоровья безопасно, и не позволяет детям утратить интерес к занятиям, не переутомляет детей эмоционально.

Использование информационных современных технологий обогащает не только работу непосредственно с детьми. Практически безграничны возможности ИКТ для методической работы педагогов. Семинары-практикумы, обучающие вебинары, тестирования, видеоконференции в режиме реального времени стали обычной реальностью в работе нашего ДОУ № 47. Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Так, стало возможной дистанционная форма деятельности детского сада. Именно благодаря компьютерным технологиям педагоги, дети, и родители имеют возможность при любых внешних факторах осуществлять образовательный процесс: получать задания, обмениваться мнениями. Родители задают вопросы и получают ответ на интересующую тему. Информационная открытость ДОУ через интернет-сайт и страницы в соцсетях позволяет получать информацию быстро, наглядно и в большом объёме: видеоконсультации, фотоотчеты о проведенных мероприятиях, презентации о проектной деятельности, кружковой и секционной работе.

Родителям воспитанников нашего ДОУ стали привычны видеофильмы о жизни, занятиях, играх детей в детском саду, которые демонстрируются на родительских собраниях. Стало нормой проведение таких встреч с использованием различных информационно –коммуникативных технологий, что существенно оживляет общение и повышает эффективность взаимодействия педагогов и родителей.

Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Ведь еще Джон Дьюи высказал такую мысль: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра». ИКТ повышают интерес детей к обучению, активизируют познавательную деятельность, поднимают уровень педагогической компетенции родителей о жизни ДОУ и повышают профессиональный уровень педагогов, стимулируя их творческую активность. За ИКТ — будущее образования!

Литература:

  1. Лынская М. И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». «Логопед в детском саду» — Л., 2006. — № 6 (13).
  2. Кутепова Е. Н. «Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств»// Логопедия: методические традиции и новаторство. — М., 2003.
  3. Интернет-ресурс http://www.logozavr.ru /

Ключевые слова

мотивация, мультимедиа, познание, развивающее обучение, информационно-коммуникативные технологии, технические новинки, творческие возможности
Задать вопрос