Изучаем географию в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. А. Изучаем географию в детском саду / Н. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6172/ (дата обращения: 18.04.2021).



Дети в дошкольном возрасте интересно познавать всё. Ежедневно для себя они открывают новые предметы и новые явления. Детей дошкольного возраста всё интересует, пробуждает размышлять, задавать интересные вопросы. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

География — это наука об окружающем пространстве, которое наполнено таинственными и совершенно необыкновенными открытиями и историями о путешествиях. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. География в детском саду изучается совместно с окружающим миром. Материалы для развития географических представлений проходят в виде работы с энциклопедиями, художественной литературой географического направления, географическими играми.

Занятия географией формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание — функция не только интеллекта, но и личности. Дошкольники воспринимают окружающий мир как единое целое. Основополагающей идеей в формировании географических представлений выступает неразрывная связь человека, природы и общества в формировании личности растущего человека.

Для формирования географических представлений у дошкольников я широко использовала разнообразные дидактические игры. Н-р:

Д/и: «Экологический калейдоскоп»

C:\Users\Public\Pictures\P2110004.JPG

Цель: в процессе игры давать новые знания о мире животных. Разнообразными заданиями расширять детям кругозор, развивать память, внимание. Совершенствовать речь, расширять словарный запас. Тактильными заданиями с разноцветными камнями повышать интерес к игре.

Оборудование:

1. Книга с различными заданиями на темы: мир обитания, питание, образ жизни животных, рыбах, птиц.

2. Органайзер с разноцветными камнями.

Ход игры:

Воспитатель дает детям по несколько карточек с заданием на разные темы о животных, птицах, рыбах. За правильный ответ воспитатель дает один бонус-один камень. Нужно набрать пять камней, чтобы получить приз-калейдоскоп.

Игры-загадки.

В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

F:\Архив\ГЕО\фото гео\IMG-20201008-WA0055.jpg

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она призваны обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они развивают наблюдательность.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Мы приучаем детей бережному отношению к растениям, животным и окружающей среде. Объясняем детям, о роли каждого растения и животного в природе, например, растения — очищают воздух и т. д.

Расширить кругозор учащихся. Закрепить полученные знания о лесных жителях, в том числе, занесенных в Красную книгу Самарской области, их среде обитания и образе жизни помогают дидактические игры по теме «Животные Красной книги».

«Кто лишний?

Эта дидактическая игра с карточками состоит из нескольких этапов. Предполагается, что перед игрой дети прошли несколько занятий о природе и животном мире своего края, в том числе, узнали о редких животных, которые входят в Красную Книгу Самарской области.

Животные выбираются на усмотрение педагога, на занятиях дошкольники узнают повадки и особенности жизни этих животных, читают короткие стишки, рисуют, готовят небольшие рассказы про какое-то животное, птицу или рыбу, обитающую на территории родного края. Полезно будет добавить несколько карточек с экзотическими животными, самые наблюдательные дети сразу отличат их, поделятся своими знаниями об этих животных с другими детьми.

Игра может проводиться в виде соревнования между командами, «Зоо-спартакиада», «Битва краеведов» и т. д. Правильно отвечая на вопросы, команды зарабатывают баллы, в конце награждаются дипломами (флажками, медалями, вымпелами, сертификатами и т. д.). Игра может стать финальным этапом целого ряда занятий и игр по теме краеведения и экологии.

Занятия географиейформируют стремление познавать окружающий мир,апознание — функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов — внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать.

Литература:

  1. Порт Э., Лебедев И., Лисицына Н., Давдова Л., Большая энциклопедия природы от «А» до «Я»: ООО «Мир книги» 2002 год. Том 1–12.
  2. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А.К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др.; Сост. Л. А. Каменева: Под. ред. П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983–207
  3. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир: Программа экологического образования дошкольников / Дошкольное воспитание, — 1996 № 7 — С. 20–25.
  4. Николаева С. Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. — М.: Новая школа, 1993.
Задать вопрос