Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада
Авторы: Доровская Лариса Николаевна, Требунцева Светлана Ивановна, Канайкина Лидия Павловна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 13.03.2021
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Доровская, Л. Н. Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада / Л. Н. Доровская, С. И. Требунцева, Л. П. Канайкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6143/ (дата обращения: 23.04.2024).
Статья посвящена описанию опыта реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Доказано, результативность здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивается систематизированным процессом деятельности, когда результат непрерывно подвергается мониторингу и его результаты дают основания для проведения коррекции в педагогическом процессе. Разработана модель реализации педагогических здоровьесберегающих технологий и доказана ее эффективность.
Ключевые слова: здоровьесбережение, педагогические технологии, дошкольники, подготовительная группа, модель.
Введение. Актуальность здоровьесберегающих педагогических технологий обоснована тем, что в современном мире, когда цифровая трансформация образования реализуется на всех ступенях образовательных организаций, всестороннее развитие детей невозможно без использования технологий, сохраняющих их физическое, психическое, психологическое, социальное и нравственное здоровье.
В настоящее время набирает силу инновационное движение в сфере педагогики здоровьесбережения детей. Одним из направлений совершенствования образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях является переход к созданию здоровьесберегающей среды.
Е. Н. Казакова, отмечает, что здоровьесберегающая среда должна сочетать в себе педагогический и психологический подходы [2].
Также были изучены публикации, имеющие отношение к теме исследования. В своем исследовании мы опирались на труды И. А. Аршавского, Г. А. Кураева, В. А. Петровского, В. Д. Семенова, С. К. Сергеев, А. С. Фетисова и др.
Проектированию здоровьесберегающей среды уделяли внимание H. A. Каменская, H. H. Макаров, В. С. Мартынюк, И. С. Якиманская, и др.
В. С. Мартынюк определены концептуальные подходы к оздоровлению дошкольников в ДОО в условиях здоровьесберегающей среды. Ученый считает приоритетными системный, личностный, деятельностный, средовой, концептуальный подходы, позволяющие формировать культуру здоровья у дошкольников и создавать мотивационно-ценностную основу для здоровьесбережения [3].
М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина дают квалификационную характеристику воспитателя ДОО, которая включает и личностные качества: понимание ценности собственного здоровья, поиск новых способов своего оздоровления; навыки здорового образа жизни и др., что является необходимым условием для формирования здоровьесберегающей культуры у дошкольников [1].
Изучение научных источников по проблеме исследования позволило сформулировать цель — использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада как условие формирования культуры здоровья.
Задачи: разработка модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада; подбор и апробация эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий; учитывать психологический аспект в рамках сохранения психологического здоровья.
Методы исследования и испытуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 162» г. Воронеж. Участвовали дошкольники подготовительной группы. Методом исследования являлись технологии, реализуемые в модели и анализ ее эффективности. В настоящее время продолжается исследование, а полученные данные являются результатом проведенного мониторинга.
Рис. 1. Модель здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада
Структура модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада выглядит следующим образом. Она начинается с описания здоровьесберегающих педагогических технологий: Организационно-педагогические технологии; лечебно-оздоровительные технологии; социально-адаптирующие технологии; воспитательно-образовательные технологии; психолого-педагогические технологии. Далее они переходят в описание основных педагогических, психологических, социальных форм и специфики здоровьесберегающих технологий. При этом обязателен учет инновационных разработок [1] социально-педагогической науки и практики по формированию культуры здоровья дошкольников. К этому мы относим содержание компонентов здоровьесберегающих педагогических технологий, которое переходит в комплексное использование педагогических здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе МБДОУ «ЦРР — детский сад № 162». Результатом комплексного использования описанных технологий является: сформированность навыков здорового образа жизни; профилактика и предупреждение заболеваний (имеется в виду, предупреждение психологического неблагополучия, предупреждение соматических и психических расстройств здоровья).
Содержание компонентов здоровьесберегающих педагогических технологий подбирается для реализации в деятельности с дошкольниками подготовительной группы с учетом основ теории и методики педагогики и здоровьесберегающего воспитания дошкольников.
На основе экспериментальных методов работы проводится возможное изменение и корреляция работы по здоровьесбережению дошкольников.
В ходе исследования была разработана система оценки эффективности модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Учитывались следующие критерии: медико-профилактический (число дней, пропущенных по болезни); эмоционально-волевая сфера; воспитательный и оздоровительный компонент; физкультурно-оздоровительный.
В результате анализа были получены следующие результаты: мы получили положительную динамику использования здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе. Все показатели по каждому критерию свидетельствует о том, что разработанная модель эффективна и может применяться в адаптированном виде в любой группе детского сада.
Таким образом, исследование доказало, что использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОО будет эффективным, если следовать принципам непрерывности, последовательности, личностно-ориентированного подхода к ребенку. Одним из основных требований применения здоровьесберегающих педагогических технологий является условие создания индивидуальной траектории каждому ребенку в соответствии с показателями его индивидуального здоровья.
Литература:
- Дедулевич, М. Н. Методика физического воспитания детей: учебник: [12+] / М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина. — Минск: РИПО, 2016. — 328 с.
- Казаков Е. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации. Автореферат дисс… кандидата педагогических наук. Москва-2014
- Мартынюк В. С. Оздоровление детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды. Дисс… кандидата педагогических наук. Москва, 2013, — 177 с.