Руководство дошкольным учреждением в создании современного здоровьесберегающего пространства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Димитриева, Л. Л. Руководство дошкольным учреждением в создании современного здоровьесберегающего пространства / Л. Л. Димитриева, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6137/ (дата обращения: 19.04.2021).



Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из стратегических задач развития страны. Состояние здоровья современного подрастающего поколения вызывает озабоченность государства и общества. По данным исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО, в дошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные — ослабленное здоровье (II группа здоровья).

В связи с этим возникает необходимость усилить роль оздоровительной работы в раннем возрасте, и начинать следует с дошкольного возраста, а именно использовать разнообразные средства лечебно-профилактической работы, создание эмоционально насыщенной и психологически комфортной жизнедеятельности, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности. По этим причинам проблема сохранения и укрепления, что предусматривает необходимость валеологизацию образовательной среды, в которую входит создание здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении.

Сегодня детский сад находится в режиме постоянного развития, и представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов, в зависимости от этого изменяются и формы работы с семьей. Наиболее значимые направлений ДОУ: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирования у малышей и их семей осознанного отношения к своему здоровью, т. к. мировоззрение ребенка во многом зависит от окружающих, семьи и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением. Новые формы сотрудничества с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей. Широко используются формы сотрудничества детских садов с семьями воспитанников, которые принято подразделять на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные формы сотрудничества делятся на информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставка детских работ, фотовыставки), индивидуальные (беседа, консультация, посещение семьи) и коллективные (родительские собрания, конференции, «круглые столы», тематические консультации).

Нетрадиционные формы включают в себя такие формы:

1) познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, устный педагогический журнал, педагогический брифинг и др.);

2) информационно-аналитические (анкетирование, соцопрос, «телефон доверия», «горячая линия», «почтовый ящик», рассылка в групповых чатах групп в Вайбере др.);

3) досуговые (совместные досуги, семейные посиделки, чаепития, праздники, участие в выставках, экскурсиях, мини-походы, совместные прогулки по микрорайону и др.);

4) наглядно-информационные (проспекты, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий, выпуск газеты, новости в соцсетях ДОУ и др.).

Подобное активное участие родителей в жизни ДОУ необходимо, оно создает полноценную социальную среду, содействует установлению сплоченности.

Традиционные физкультурные праздники и развлечения, досуги, квесты — помогают не назойливо увлечь детей и родителей в спорт, формировать положительные эмоция, бодрое настроение, что является важным условием активного совместного отдыха.

Часто практикуем «Мастерскую» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности, или изготавливаем кормушки, скворечники и т. д. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.

Разработка и воплощение в жизнь совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления физического развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ.

Современных родителей, которые всегда спешат, можно заинтересовать экспресс — листовками, буклетами, темы могут быть такими: «игры с мячом», «поиграем всей семьей», где родители смогут в тезисном варианте восполнить те или иные знания, узнать, о правилах некоторых игры.

Фотосушки — где родители видят достижения детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.

Одна из продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу — Школа здоровья, посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.

Туристические походы — одна из наиболее активных форм совместного отдыха, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность, позволяют сблизить родителей, детей и педагогов.

Все эти формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей [2].

В последние годы, во всех ДОУ г.Чебоксары реализуются муниципальные проекты «По родному краю с рюкзаком шагаю», «Здоровое питание — счастливые родители», где приоритетными задачами является установления тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам оздоровления дошкольников, подъем уровня ЗОЖ. Активное привлечение родителей в новые формы взаимодействия предполагает активный диалог, установление «обратной связи», учет их желаний, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей.

Мини-походы в ближайший парк, совместное обсуждение и разработка маршрута, или совместная изготовление фруктового салата или бутербродов для чаепития — все это нетрадиционные способы объединения, способствуют вовлечению в общий процесс, как детей, так и родителей. Общее занятие помогает воспитывать у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу, созданию положительных эмоций, бодрого настроения.

Многие родители стали относиться к вопросам закаливания своих детей более осознанно, стараются соблюдать данные им рекомендации, начали чаще гулять с детьми на свежем воздухе, использовали босохождение дома, ежедневно умывались сами и умывали детей холодной водой, использовали ходьбу мокрыми ногами по дорожке до полного высыхания стоп, проводили в домашних условиях утреннюю гигиеническую гимнастику с включением специальных упражнений по профилактике простудных заболеваний, нарушения осанки, плоскостопия.

Основными показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются [1]:

  1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
  2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей).
  3. Профилактика ранних заболеваний.
  4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре.
  5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
  6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
  7. Обеспечение профилактики детского травматизма.

Так, разнообразие форм сотрудничества с семьей по физическому воспитанию позволяет привить воспитанникам чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать физическую форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.

Литература:

  1. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 4. — С. 74–83.
  2. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2014. — 400 c.
  3. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010.
Задать вопрос