Коллаборация музыкального руководителя и воспитателя дошкольной образовательной организации в развитии специальных способностей дошкольников
Авторы: Рудковская Светлана Алексеевна, Гончарова Ольга Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.
Дата публикации: 08.03.2021
Статья просмотрена: 35 раз
Библиографическое описание:
Рудковская, С. А. Коллаборация музыкального руководителя и воспитателя дошкольной образовательной организации в развитии специальных способностей дошкольников / С. А. Рудковская, О. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6136/ (дата обращения: 25.04.2024).
Статья посвящена проблеме развития специальных способностей у дошкольников. Авторы обращают внимание на эффективность данного процесса при сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателей. Для исследования были взяты музыкальные, хореографические, театральные способности дошкольников. Разработана модель развития специальных способностей и ее реализация.
Ключевые слова: коллаборация; дошкольники; музыкальный руководитель; воспитатель; способности.
Введение. Актуальность исследована обоснована разработанностью педагогическими и психологическими науками большого количества разнообразных педагогических концепций, позволяющих на научной основе, эффективно и качественно организовать образовательный процесс в дошкольной образовательной организации с целью полнейшего удовлетворения интересов и предпочтений детей.
Современные направления развития образования определены процессами изменяющимися парадигмами восприятия мира. Большое влияние на воспитательно-образовательный процесс оказала пандемия covid-19. Это испытание многое изменило в жизни людей. Исследователи в области образования, педагогики и педагогической практики, деятельность которых связана с образованием и воспитанием детей дошкольного возраста, хорошо понимают, что для удовлетворения запросов в области развития детей, необходимы новые подходы, изменение концептуальных основ воспитательной деятельности.
Цифровая трансформация образования, в том числе, и дошкольного, требует от педагогов образовательных организаций совершенствования форм и методов образовательной деятельности.
В настоящее время, когда обязательным условием реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования является индивидуализация, т. е. создание индивидуальной траектории развития каждого ребенка. А это значит, что при планировании воспитательно-образовательной деятельности необходимо учитывать способности и задатки детей.
Проблему соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте рассматривала Динерштейн И. В. [2]
С. Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента структуры способностей: операциональный и ядро. Важно, что ядро является регулятором развития когнитивных процессов [4].
Б. М. Теплов о способностях человека говорил как об индивидуально-психологических особенностях, имеющие отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Основными факторами, определяющими развитие способностей, являются воспитание и обучение [5].
Е. М. Беспаленко разработан и использовался в образовательном процессе диагностический комплекс, позволяющий выявить способности и дарования учащихся, прогнозировать индивидуальную профессиональную траекторию, что остается актуальным и в настоящее время [1].
На основе анализа научной литературы сформулирована цель исследования — создание условий для развития специальных способностей дошкольников в сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателей в ДОО.
Задачи: разработать модель коллаборации музыкального руководителя и воспитателя для развития специальных способностей дошкольников.
Предмет исследования — специальные способности музыкальной направленности.
Объект исследования — условия развития специальных способностей.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «ЦРР-детский сад № 162», города Воронежа. Исследование проходило в 2018–2021 году.
Методы исследования: в рамках модели разработанные методы развития специальных (музыкальных, хореографических, театральных) способностей дошкольников.
Рис. 1. Модель коллаборации музыкального руководителя и воспитателя для развития специальных способностей дошкольников
На схеме обозначена взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в совместной деятельности, профессиональной коллаборации в процессе развития специальных способностей дошкольников. При проведении занятий, было выявлено, что из тридцати дошкольников только у восьмерых детей четко выражены способности к восприятию музыки, песенному воспроизведению, успешному выполнению обучающих (дидактических) музыкальных игр. Еще две девочки, посещающие центр дополнительного образования, занимающиеся в группах бальных танцев, также очень успешны в музыкальном образовании. Таким образом, треть испытуемых детей имеет развитие специальные способности. Выявлено, что у этих детей задатки в музыкальном развитии, т. е. врожденные, устойчивые музыкальные особенности, оказывающие существенное влияние на развитие способностей.
В связи с этим, разработана специальная программа выявления и интеграции задатков для более успешного развития способностей. Например, использование песенных логоритмических видеороликов, использование компьютерной программы «Караоке», в утреннюю зарядку включены элементы музыкальной и танцевальной ритмики, для постановки речи и логических речевых ударений используется хоровое пение. Эффективность хорового пения в приобщении к музыкальному искусству детей не имеющих музыкальных способностей.
Таким образом, ценность модели как системы состоит в том, что она:
− позволяет детям развивать свои специальные способности;
− раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка;
− способствует реализации детьми своих музыкальных навыков;
− помогает детям адаптироваться и избавляться от психологических комплексов;
− стимулирует родителей воспитанников к участию в совместных концертах, праздничных гуляниях, соревновательных конкурсных образовательных событиях.
Следует отметить, что современная модернизация образования обязывает музыкального руководителя, воспитателей не только выполнять запланированную образовательную деятельность, но и требует от педагогов научить воспитанников проявлять инициативу в музыкальном образовании, самостоятельно, но при контроле воспитателя искать новые источники знаний.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Динерштейн, И. В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте. Дис.... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2002, — 142 c.
- Крамаренко, И. И. Коллаборация воспитателей и музыкального руководителя в детском саду в области художественно-эстетического развития дошкольников / И. И. Крамаренко, Л. В. Маракушина, А. В. Гусева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 23–26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5948/ (дата обращения: 07.03.2021).
- Рубинштейн, С, Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Вопр. психол. I960, N3 с.3–15.
- Теплов, Б. М. Избранные психологические труды: В 2-х т., т.2, М., 1985.