Примерное календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4–5 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (41) апрель 2021 г.

Дата публикации: 05.03.2021

Статья просмотрена: 1103 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Примерное календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми 4–5 лет / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6124/ (дата обращения: 17.12.2024).



Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания, поэтому данный возрастной этап считается очень благоприятным для коррекционно-развивающего воздействия.

Планирование и реализация программы коррекционно-развивающих занятий осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей данной возрастной группы, а также индивидуальных запросов и потребностей каждого ребенка.

Календарно-тематическое планирование включает в себя примерное распределение тем коррекционно-развивающих занятий по развитию представлений об окружающем мире, речи и элементарных математических представлений.

− планирование предполагает организацию занятий с октября по май;

− занятия организуются 2 раза в неделю;

− продолжительность занятий составляет 15–20 мин.;

− занятия включают в себя игровые, занимательные упражнения, теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, дидактические и подвижные игры, упражнения для тренировки высших психических функций и логики;

− планируемое распределение материала — на 63 занятия.

Месяц

ФЭМП

Ознакомление с окружающим миром, Речевое развитие

Октябрь

«Свойства предметов»

Дифференциация предметных картинок по заданным признакам

«Свойства предметов. Объединение предметов в группы».

Тема «Игрушки»

Определение пространственных отношений

«Свойства предметов. Знакомство с понятием строка, столбец».

Тема «Осень»

Определение временных отношений

«Что общего и чем отливаются?»

«Свойства предметов. Сравнение по размеру».

Тема «Овощи»

Цвет, форма. «Что общего и чем отливаются?»

Ноябрь

«Сравнение групп предметов».

Тема «Фрукты»

Цвет, форма. «Что общего и чем отливаются?»

«Сравнение групп предметов».

Тема «Деревья и листья»

Рисование силуэтов, штриховка, обводилка

«Сравнение. Закрепление представлений о свойствах предметов».

Тема «Грибы»

Рисование силуэтов, штриховка, обводилка

«Представление о действии сложения».

Тема «Ягоды»

«Что общего и чем отливаются?»

Декабрь

«Пространственные отношения: на, над, под».

Тема «Птицы»

Нахождение сходств и различий

«Пространственные отношения: слева — справа».

Тема «Зима»

Определение временных отношений

«Пространственные отношения слева — справа».

Тема «Одежда и обувь»

«Что общего и чем отливаются?»

«Величина».

Тема «Новый год»

Январь

«Пространственные отношения: между — посередине».

Тема «Дом. Семья»

Рисование силуэтов, штриховка, обводилка

«Один — много».

Тема «Мебель»

«Число 1. Цифра 1».

Тема «Посуда»

Пространственные отношения: внутри — снаружи».

Тема «Бытовая техника»

«Что общего и чем отливаются?»

Февраль

«Число 2.Цифра 2. Пара».

Тема «Продукты»

«Точка. Линия. Прямая и кривая»

Тема «Животные дальних стран»

Рисование силуэтов, штриховка, обводилка

«Отрезок. Луч».

Тема «Лесные животные»

«Число и цифра 3».

Тема «Зоопарк»

Март

«Замкнутые и незамкнутые линии».

Тема «Весна»

Определение временных отношений

«Ломаная линия. Многоугольник

Тема «Мамин праздник»

«Число 4. Цифра 4».

Тема «Профессии»

«Угол».

Тема «Транспорт»

Апрель

«Числовой отрезок».

Тема «Город»

«Число 5. Цифра 5».

Тема «Материалы и инструменты»

«Впереди — сзади».

Тема «Водоемы»

«Столько же. Больше. Меньше».

Тема «Рыбы»

Рисование силуэтов, штриховка, обводилка

Май

«Числовой отрезок».

Тема «Насекомые»

«Число 5. Цифра 5».

Тема «Цветы»

«Столько же. Больше. Меньше».

Тема «Человек. Эмоции»

Примерный адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Специалист

Коррекционно-педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Индивидуальные занятия
  • Практикумы по социально-бытовой ориентировке и самообслуживанию
  • Игровые досуги

Учитель-дефектолог

Тьютор

Психологическая помощь

  • 1 занятие в неделю
  • 36 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные занятия
  • Совместная образовательная деятельность с родителями

Психолог

Логопедическая помощь

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Подгрупповые занятия
  • Коммуникативно-речевые практикумы
  • Индивидуальные занятия
  • Игровые сеансы

Логопед

Музыкальные занятия

  • 2 занятия в неделю
  • 72 занятия (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Музыкальные досуги
  • Игровые сеансы

Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

  • 3 занятия в неделю
  • 108 занятий (учебных часов) в год
  • Групповые занятия
  • Физкультурные досуги
  • Игровые сеансы

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК

Мониторинг индивидуального развития

Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП педагогами и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка педагогов

начало года

конец года

ОО «Физическое развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Освоение коррекционных задач

Оценка специалистами коррекционного профиля

начало года

середина года

конец года

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Похожие статьи

Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Непосредственно образовательная деятельность по трудовому воспитанию детей 6–7 лет на тему «Готовим фруктовый салат»

Планирование воспитательно-образовательной деятельности на май во второй младшей группе

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Похожие статьи

Возрастно-психологическое интернет-консультирование родителей 5–7-летних детей

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет

Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Непосредственно образовательная деятельность по трудовому воспитанию детей 6–7 лет на тему «Готовим фруктовый салат»

Планирование воспитательно-образовательной деятельности на май во второй младшей группе

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми 6-7 лет в условиях логопункта

Задать вопрос