Взаимосвязь обучения и творчества в процессе музыкального развития детей в контексте ФГОС ДО (музыкально-ритмические движения — танцы)
Фёдорова Дина Николаевна, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 459» г. Нижний Новгород
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни — это свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребёнка.
А. И. Буренина.
Методы и приёмы обучения ритмике в детском саду
В связи введением ФГОС дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. В своей практике для обучения танцам я использую следующие, на мой взгляд, эффективные методические приёмы:
Наглядный — здесь идёт сочетание наглядно — слухового и наглядно — зрительного — педагог должен двигаться с полной эмоциональной выразительностью, в полном единстве с музыкой, правильно и точно выполняя движения с объяснениями.
Словесный — впроцессе разучивания танца использую художественное слово, беседу, пояснения. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, конкретными. Словесный метод помогает детям старшего возраста выполнить задание без предварительного показа.
Музыкальное сопровождение — для музыкального движения очень важен выбор репертуара. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой и понятной детям. Правильно выбранная музыка несёт в себе те эмоции, которые ребёнок проявляет в танце.
Импровизационный — позволяет подводить детей к возможности свободного, непринуждённого движения, такого как подсказывает музыка. Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу.
Игровой — является ведущим методом обучения дошкольников. Игровой метод облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Практический — многократное выполнение конкретного музыкально — ритмического движения. Ни в коем случае нельзя превращать повторение движений в тренаж, необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.
Концентрический — заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определённых заданий, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но с усложнениями.
Проблемно-поисковый — заключается в том, чтобы перед детьми ставить проблемы и предлагать инструменты для их решения.
Метод релаксации — позволяет ребёнку расслабить мышцы лица, рук и ног, освободиться от негативных эмоций, зарядиться положительной энергией.
Задачи и репертуар
Ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримые, ощутимым. В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения вытекают следующие задачи обучения и воспитания детей:
Развитие музыкальности:
– Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
– Развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
– Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
– Развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
– Развитие ловкости, точности, координации движений;
– Развитие гибкости и пластичности;
– Воспитание выносливости, развитие силы;
– Формирование правильной осанки, красивой походки;
– Развитие умения ориентироваться в пространстве;
– Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
– Развитие творческого воображения и фантазии;
– — Развитие способности к импровизации: в движении, в игре.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
– Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
– Воспитание умения вести себя в группе во время движения;
– Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Задачи эти успешно решаются только если используются подлинно — художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка). Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой. Я стараюсь подбирать для ребёнка такой репертуар, в котором бы он максимально раскрылся, почувствовал себя танцором. Репертуар музыкально — ритмических движений для всех возрастных групп рекомендовался программой. В ней учтены основные принципы отбора. Но я считаю, безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, который дан в программе. Например, «Танец снежинок» — на музыку А. Жилина или «Парная пляска» — на карельскую народную мелодию, как бы хороши они не были. Мы педагоги постоянно нуждаемся в новом материале в соответствии с изменениями запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных, но и неловких, несмелых, которым нужно помочь.
Литература:
- С. И. Бекина «Музыка и движение» — М., 1979, с.82
- А. И. Буренина «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
- С. Н. Рерих «Стремиться к прекрасному» — М., 1993
- В. А. Сухомлинский «О воспитании» — М., 1979, с.82

