Обучаемся и развиваемся дома | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Белая, Р. Ю. Обучаемся и развиваемся дома / Р. Ю. Белая, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6125/ (дата обращения: 14.04.2021).



В статье авторы описывают естественные ситуации, которые могут использовать родители для развития детей в домашних условиях.

Ключевые слова: игровые ситуации, дети дошкольного возраста.

Родители — первые воспитатели. Базовую информацию об окружающем мире дети получают от общения с родными людьми, из их деятельности в домашних делах. Таким образом, мировоззрение малышей складывается из наблюдения за действиями родителей и других членов семьи.

Как дома создать для ребенка необходимую развивающую среду? Как организовать досуг ребенка, сделать его личное время интересным и содержательным? Попробуем ответить на эти вопросы, с помощью некоторых следующих примеров:

«Игры в ванной комнате». В раннем возрасте ведущей деятельностью детей является предметно-орудийная деятельность. Поэтому специалисты рекомендуют помимо реалистичных игрушек иметь условные игрушки, фигурки животных и предметы-заменители такие как различного вида коробочки, флаконы, ёмкости, палочки, брусочки. Все предметы должны быть безопасными, чистыми, различные емкости и флаконы не должны быть стеклянными и не после бытовой химии (таких как хлорсодержащих растворов и тому подобных веществ). Находясь вместе с ребенком в ванной комнате, разрешите ему играть различными емкостями: пустыми флаконами из-под шампуней, бальзамов, мыльницами, пробками.

Ненавязчиво задавайте следующие вопросы ребенку: «Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Какая крышечка подходит к этому флакону?» В результате такой игры малыш научится устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема; тренировать действия пальцев, рук, другими словами, развить мелкую моторику рук.

Разрешайте ребенку в ванной комнате под вашим чутким руководством проводить эксперименты, играя с предметами, которые плавают или тонут в воде: губками, мочалками, мылом, пробками, пустыми и наполненными водой флаконами, игрушками, мячиками. При таких действиях задавайте следующие вопросы: «Как ты думаешь, утонет или нет? Что будет, если наберешь в эту коробочку воды? Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет?» Такими способами малыш сможет выявлять характеристику предметов; приобретать навыки наблюдения; совершать открытия для себя и смелее экспериментировать с предметами; сформируется представление о понятие объема; научится разбираться во временной последовательности (сначала — потом) и понимать причины и следствия.

Прививайте ребенку навыки самостоятельности по соблюдению гигиены, приучайте его самостоятельно следить за чистотой своего тела. В этой ситуации помогут наводящие вопросы: «Как ты думаешь, с чего лучше начать умывание? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может быть на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту? Давай поиграем в «Угадайку» (здесь зависит от ваших возможностей можно нарисовать или описывать принадлежности ванной комнаты). Так же можно поиграть «Что, зачем?», последовательность действий: показываем щетку (значит сначала чистим зубы); затем демонстрируем мыло (умываемся); берем полотенце (вытираемся); взяли расческу (расчесываем волосы). Такая игровая ситуация сформирует способность у вашего малыша принимать осознанно правильные решения; самостоятельно действовать; устанавливать причины и следствия; быть уверенным и компетентным; учиться понимать условные знаки.

«Поход в магазин».Перед тем как отправиться вместе с ребенком в магазин за покупками можно обсудить следующие вопросы: «Как ты думаешь, что нам необходимо купить? А зачем, что мы с этим будем делать? Что нам надо из продуктов? Что тебе надо для рисования или лепки? Какой хлеб предпочитает бабушка? А папе нужно молоко для чая?» Такие беседы помогут понять вашему малышу, основы рациональности, назначение похода в магазин; значимость и последствия действий; ребенок приобретает умение рассуждать, определять проблему, обсуждать ее, высказывать, обосновывать свою точку зрения. Когда упаковываете купленный товар, спросите: «Как ты считаешь, что мы положим первым в пакет, что будет внизу, а что должно лежать сверху? Что из того, что мы приобрели, сделано из муки? Что по весу у нас самое тяжелое?» В результате таких бесед ваш ребенок приобретет умение соотносить свойства продуктов; разовьет память; узнает свойства и качества продуктов.

«Игры на кухне».Совместно с ребенком разбирая сумку с продуктами, задавайте следующие вопросы: «Давай перечислим продукты, которые мы купили? А что мы привезли с дачи? А какие продукты мягкие на ощупь? Подержи в руках, какой продукт легче, а какой тяжелее? Какой продукт по форме, что он напоминает?». В результате ваш ребенок научится ориентироваться в названиях продуктов и их назначениях; научиться понимать, что такое объем, вес, размер; научится различать запахи; понимать хозяйственную роль членов семьи.

Попробуйте, готовя какое-либо блюдо, вовлечь ребенка в этот процесс, пусть он примерит на себя роль шеф повара. Например, у вас запеканка творожная на ужин, можете спросить: «Шеф, какие продукты нам понадобятся? Помоги мне посчитать сколько надо яиц? \Как считаешь, какую емкость надо взять: побольше или поменьше? Творог достанешь и откроешь сам?» Такая игровая ситуация поможет ребенку понять последовательность действий, изменений (яйцо бьется, сахар растворяется); поможет выявить закономерности (смесь очень густая или слишком жидкая, значит); научит соотносить, сравнивать, находить аналоги; развивать кисти рук, пальчики.

Беседуйте с ребенком и при сервировке стола: «Сколько нас человек, посчитай? На сколько кусочков нарежем? Что еще надо поставить на стол?» Так ребенок сможет отрабатывать навыки счета, научится соотносить число и количество предметов; понимать соотношение часть-целое; находить рациональные способы деления.

Зачастую родители не в силах оставить работу по дому на потом. Приучайте в легкой, игровой форме ребенка быть вашим помощником. Где женщины проводят много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне — приготовить ужин и обед, накормить всю семью, перемыть посуду и прибрать. А ребенок? Будет ли он ждать, пока мы соберемся с силами и мыслями и будем готовы вместе поиграть, почитать, помечтать? Подумайте, а стоит ли разделять эти процессы во времени и пространстве? Общайтесь и играйте с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне. И тогда вы увидите результаты, которые даже могут вас удивить: вы и ребенок придете к пониманию, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы; поможете ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий; воспитываете в своем малыше терпение; самым коротким и действенным путем сможете научить выполнять домашние дела; сформируете понимание о том, как проявлять заботу о членах семьи; освоите очень современный способ обучения и развития ребенка — обучение в естественной среде; сделаете для ребенка процесс учения практичным.

В современных условиях появляются ситуации, которые формируют условия для обучения дома. В нашу жизнь вошли новые и непривычные для нас названия; дистанционное обучение, удаленная работа, карантин, самоизоляция. Родители вынуждены работать дома, и дети остаются с ними. Но детям непонятна ситуация, когда родители дома, но им нельзя мешать, потому что они работают. Ведь они привыкли к тому, что раз вся семья дома — значит выходной. И вот здесь могут возникнуть сложные ситуации. Помните, что дети дошкольного возраста всегда будут стараться обратить на себя внимание родителей, даже если дома есть братья, сестры или бабушки и дедушки. Но, как говорят, если не можешь повлиять на ситуацию, измени свое отношение к ней. Попробуйте и из этой ситуации извлечь пользу. В короткие перерывы от основной работы уделите несколько минут ребенку, обучая его основам компьютерной грамотности. Объясните, что компьютер — это не только развлечение, но и источник знаний. Покажите ему основные устройства компьютера, расскажите, как и с помощью чего вы вводите информацию, что такое рабочий стол; можно под вашим чутким руководством дать поиграть с компьютерной мышкой, задавая команды (выделить, переместить, открыть). Вам стоит уделить на это 5–7 минут, этого будет достаточно, чтобы ребенок чувствовал вашу заботу и ощутил уверенность в том, что он вам не помеха. А еще эта ситуация поможет ему понять, как важно быть внимательным и сосредоточенным при работе на компьютере. Это поможет ему осознать, насколько важна ваша работа, и очень сложно ее выполнять если кто-то отвлекает. А также при вашей помощи он приобретет определенные знания и навыки работы на компьютере.

Дорогие родители, надеемся, что наши советы помогут вам, и вы сможете любую ситуацию использовать для ненавязчивых обучающих и развивающих игр в свободном формате.

Литература:

  1. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. — М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Машталь О. Ю. Подготовка ребенка к школе. Развивающая книга с диском.— Наука и Техника, 2011 г.,

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, игровые ситуации
Задать вопрос