Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сухорукова, Г. А. Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / Г. А. Сухорукова, А. А. Яицкая, И. Т. Гасанова, И. И. Давыдова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6121/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена вопросу развития сенсомоторных реакций у дошкольников в образовательном процессе. Разработана модель — схема, основанная на герменевтическом походе, что позволило ввести в боки модели интеграцию текста. Конечным результатом реализации модели является сравнительный анализ в виде проведенного мониторинга. Доказано, развитие различных видов сенсомоторных реакций в онтогенезе детей дошкольного возраста связано преимущественно с созреванием разных звеньев и свойств функциональной системы.

Ключевые слова: сенсомоторные реакции, дошкольники, образовательный процесс, развитие.

Актуальность исследования . Исследование сенсомоторного развития ребенка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем педагогики. В связи со сложившимися условиями последнего года, в условиях пандемии covid-19 в условиях самоизоляции, многие дети не имели возможности полноценного сенсомоторного развития.

Проблему сенсомоторной коррекции изучали известные ученые А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. Н. Филимонов, Л. В. Бианки и другие ученые. Большое число исследований посвящено изучению закономерностей структурно-функционального созревания мозга ребенка. Вместе с тем все еще недостаточно научной литературы по воздействию на поведенческую активность ребенка.

И. С. Хвингия в своем исследовании обнаружила достоверные различия развития когнитивных процессов у детей пятилетнего возраста при проведении сенсомоторной коррекции с доминирующим правым полушарием и доминирующим левым полушарием. Автор подчеркивает, что использованный комплекс специальных психологических методик, направленных на изменение структуры нарушенных функций мозга по-разному влияет на формирование познавательных процессов у детей с различной доминантой полушарий [3].

Ю. С. Киселев исследовал динамику созревания у детей дошкольного возраста функциональной системы, обеспечивающей протекание сенсомоторных реакций. Ученый доказал, что динамика развития различных звеньев функциональной системы, обеспечивающих протекание сенсомоторных реакций, у детей (регуляция, принятие решения, контроль и др.) и ее свойств (подвижности, активности, реактивности) имеет специфические особенности в разные периоды онтогенеза детей дошкольного возраста [2].

Анализ литературы послужил основанием формулирования цели исследования — систематизация системы развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

− разработка схемы-модели развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе;

− выбор методов и методик развития сенсомоторных реакций;

− провести анализ эффективности модели.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» города Воронежа. Всего участвовали 34 ребенка.

Методы исследования: диагностика методом наблюдения уровня сенсомоторного развития. Использование игр «Цыпленок в лабиринте», «Ежики на прогулке», «Мы — неваляшки», глазодвигательные задачи и игры; игры взаимокоординации сенсорных и моторных компонентов.

Схема-модель развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Рис. 1. Схема-модель развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Разработана модель-схема, основанная на герменевтическом походе, т. е. имеет законченную сферу развития сенсомоторной реакции у дошкольников. На схеме показаны: методы корригирующие и развивающие сенсомоторику; компоненты, участвующие в развитии сенсомоторных реакций и конечный результат — выработка у детей достаточно быстрого ответа простым и заранее обусловленным движением (реакцией) на простой, но внезапно появляющийся, исчезающий или изменяющийся, сигнал.

С этой целью проводились образовательные события, способствующие обогащению сенсорного опыта детей, развитию моторики, формированию зрительно-тактильного обследования предметов и объектов.

Анализ данных, после проведенного мониторинга сенсомоторной реакции показал следующие результаты:

− сенсорная реакция хорошо поддается развитию и коррекции при использовании квест — игр, где нужна скорость, реакция, внимательность, так как дети мотивированы в соревновательной игре быстрее прийти к цели;

− моторная реакция хорошо развивается и корректируется при использовании интерактивного пола; физических упражнений, физкультурно-оздоровительных игр — путешествий;

− развитии мелкой мускулатуры способствуют соревновательные игры с сортерами, сенсорные мешочки; квилинг; лепка из соленого теста;

− сенсомоторную реакцию хорошо развивают простые подвижные игры «Пятнашки», «Покупатель красок», «Море волнуется…», «Дождик капает на тех, кто…» и др. Такие игры развивают реакцию зрительную, координационную, усиливают концентрацию слухового и зрительного внимания;

− тактильное сенсорное лото «Лотошка» с планшетом. Детям предлагается на скорость найти фишки с каким-то определенным свойством: пушистые, шершавые, желтые, разноцветные, ребристые, колючие, гладкие, мягкие, шуршащие, красивые, темные, светлые, блестящие, шероховатые, разные и т. д... Также, игру можно усложнить и искать заданные фишки с закрытыми глазами.

По факту реализации модели, были проведены контрольные тесты, которые подтвердили эффективность модели. Отмечено, что с наибольшим удовольствием дети играют с яркими, необычными игрушками. Реакция сенсомоторная в таком случае более быстрая и точная.

Таким образом, для того, чтобы сенсомоторная реакция способствовала общему развитию ребенка, формировала представление об окружающем мире, позволяла более точно ориентироваться в пространстве, необходимы систематические занятия. Хорошую поддержку в этом может оказать педагог-психолог.

Литература:

  1. Вайнерман С. М., Большев А. С. Вербовская Е. В., Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики»: Учебное пособие. — Н.Новгород: Нижегород. Гос. архит. — строит. ун-т, 2001.
  2. Киселев Ю. С. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста. Дисс… к.псих. наук. Москва, 2001, — 160 с. https://www.dissercat.com/content/razvitie-sensomotornykh-reaktsii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
  3. Хвингия И. С. Разница в формировании процессов у детей с доминирующим правым полушарием. https://www.b17.ru/article/50277/ (дата обращения 25.02.2021)

Ключевые слова

развитие, образовательный процесс, дошкольники, сенсомоторные реакции
Задать вопрос