Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Авторы: Сухорукова Галина Александровна, Яицкая Александра Афониевна, Гасанова Ильхама Таптыговна, Давыдова Ирина Ивановна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 27.02.2021
Статья просмотрена: 118 раз
Библиографическое описание:
Сухорукова, Г. А. Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / Г. А. Сухорукова, А. А. Яицкая, И. Т. Гасанова, И. И. Давыдова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6121/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена вопросу развития сенсомоторных реакций у дошкольников в образовательном процессе. Разработана модель — схема, основанная на герменевтическом походе, что позволило ввести в боки модели интеграцию текста. Конечным результатом реализации модели является сравнительный анализ в виде проведенного мониторинга. Доказано, развитие различных видов сенсомоторных реакций в онтогенезе детей дошкольного возраста связано преимущественно с созреванием разных звеньев и свойств функциональной системы.
Ключевые слова: сенсомоторные реакции, дошкольники, образовательный процесс, развитие.
Актуальность исследования . Исследование сенсомоторного развития ребенка является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем педагогики. В связи со сложившимися условиями последнего года, в условиях пандемии covid-19 в условиях самоизоляции, многие дети не имели возможности полноценного сенсомоторного развития.
Проблему сенсомоторной коррекции изучали известные ученые А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. Н. Филимонов, Л. В. Бианки и другие ученые. Большое число исследований посвящено изучению закономерностей структурно-функционального созревания мозга ребенка. Вместе с тем все еще недостаточно научной литературы по воздействию на поведенческую активность ребенка.
И. С. Хвингия в своем исследовании обнаружила достоверные различия развития когнитивных процессов у детей пятилетнего возраста при проведении сенсомоторной коррекции с доминирующим правым полушарием и доминирующим левым полушарием. Автор подчеркивает, что использованный комплекс специальных психологических методик, направленных на изменение структуры нарушенных функций мозга по-разному влияет на формирование познавательных процессов у детей с различной доминантой полушарий [3].
Ю. С. Киселев исследовал динамику созревания у детей дошкольного возраста функциональной системы, обеспечивающей протекание сенсомоторных реакций. Ученый доказал, что динамика развития различных звеньев функциональной системы, обеспечивающих протекание сенсомоторных реакций, у детей (регуляция, принятие решения, контроль и др.) и ее свойств (подвижности, активности, реактивности) имеет специфические особенности в разные периоды онтогенеза детей дошкольного возраста [2].
Анализ литературы послужил основанием формулирования цели исследования — систематизация системы развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
− разработка схемы-модели развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе;
− выбор методов и методик развития сенсомоторных реакций;
− провести анализ эффективности модели.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186» города Воронежа. Всего участвовали 34 ребенка.
Методы исследования: диагностика методом наблюдения уровня сенсомоторного развития. Использование игр «Цыпленок в лабиринте», «Ежики на прогулке», «Мы — неваляшки», глазодвигательные задачи и игры; игры взаимокоординации сенсорных и моторных компонентов.
Рис. 1. Схема-модель развития сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Разработана модель-схема, основанная на герменевтическом походе, т. е. имеет законченную сферу развития сенсомоторной реакции у дошкольников. На схеме показаны: методы корригирующие и развивающие сенсомоторику; компоненты, участвующие в развитии сенсомоторных реакций и конечный результат — выработка у детей достаточно быстрого ответа простым и заранее обусловленным движением (реакцией) на простой, но внезапно появляющийся, исчезающий или изменяющийся, сигнал.
С этой целью проводились образовательные события, способствующие обогащению сенсорного опыта детей, развитию моторики, формированию зрительно-тактильного обследования предметов и объектов.
Анализ данных, после проведенного мониторинга сенсомоторной реакции показал следующие результаты:
− сенсорная реакция хорошо поддается развитию и коррекции при использовании квест — игр, где нужна скорость, реакция, внимательность, так как дети мотивированы в соревновательной игре быстрее прийти к цели;
− моторная реакция хорошо развивается и корректируется при использовании интерактивного пола; физических упражнений, физкультурно-оздоровительных игр — путешествий;
− развитии мелкой мускулатуры способствуют соревновательные игры с сортерами, сенсорные мешочки; квилинг; лепка из соленого теста;
− сенсомоторную реакцию хорошо развивают простые подвижные игры «Пятнашки», «Покупатель красок», «Море волнуется…», «Дождик капает на тех, кто…» и др. Такие игры развивают реакцию зрительную, координационную, усиливают концентрацию слухового и зрительного внимания;
− тактильное сенсорное лото «Лотошка» с планшетом. Детям предлагается на скорость найти фишки с каким-то определенным свойством: пушистые, шершавые, желтые, разноцветные, ребристые, колючие, гладкие, мягкие, шуршащие, красивые, темные, светлые, блестящие, шероховатые, разные и т. д... Также, игру можно усложнить и искать заданные фишки с закрытыми глазами.
По факту реализации модели, были проведены контрольные тесты, которые подтвердили эффективность модели. Отмечено, что с наибольшим удовольствием дети играют с яркими, необычными игрушками. Реакция сенсомоторная в таком случае более быстрая и точная.
Таким образом, для того, чтобы сенсомоторная реакция способствовала общему развитию ребенка, формировала представление об окружающем мире, позволяла более точно ориентироваться в пространстве, необходимы систематические занятия. Хорошую поддержку в этом может оказать педагог-психолог.
Литература:
- Вайнерман С. М., Большев А. С. Вербовская Е. В., Филиппова Л. В., Лебедев Ю. А. «Развитие сенсомоторики и творчества средствами арт-педагогики»: Учебное пособие. — Н.Новгород: Нижегород. Гос. архит. — строит. ун-т, 2001.
- Киселев Ю. С. Развитие сенсомоторных реакций у детей дошкольного возраста. Дисс… к.псих. наук. Москва, 2001, — 160 с. https://www.dissercat.com/content/razvitie-sensomotornykh-reaktsii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta
- Хвингия И. С. Разница в формировании процессов у детей с доминирующим правым полушарием. https://www.b17.ru/article/50277/ (дата обращения 25.02.2021)
Похожие статьи
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада
Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...
Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)
В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...
Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе
Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр
Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен
В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...
Похожие статьи
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада
Статья посвящена описанию опыта работы педагогов детского сада в интеграции с педагогом-психологом в вопросах сенсомоторного развития детей раннего возраста. Авторами разработана модель сенсомоторного развития дошкольников с опорой на психолого-педаг...
Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)
В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...
Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе
Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования
Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр
Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Социальный интеллект дошкольников как психологический феномен
В статье использованы методы теоретического анализа социального интеллекта как психологического феномена. Рассмотрена специфика концептуальных подходов к проблеме развития социального интеллекта у дошкольников. Установлено, что социальный интеллект р...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...