Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фомина, С. Г. Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации / С. Г. Фомина, В. А. Захарова, Н. Е. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6116/ (дата обращения: 28.03.2024).



Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказано, что причиной агрессивного поведения, могут стать биологические и социальные факторы, в связи с чем, разработан комплекс мер, направленный на коррекцию нежелательного поведения старших дошкольников.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, коррекция, дошкольники, акцентуации характера.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях пандемии COVID-19 в стране и в мире в целом, растет количество стрессовых ситуаций. Меняются условия жизни и поведения как взрослого населения, так и детей. Возрастающие формы отклоняющегося поведения среди дошкольников, ставят перед педагогической наукой важную задачу по изучению природы, закономерностей отклоняющегося поведения личности.

Впервые американский социолог Роберт Кинг Мертон в рамках теории структурного функционализма разработал социологическую классификацию поведенческих реакций человека [3].

В России впервые ввел в употребление термин «отклоняющееся от нормы поведение» Я. И. Гилинский.

Ф. Патаки считает, что асоциальное, отклоняющееся поведение — это системное или полидетерминированное явление. В его формировании принимают участие исторические, макросоциальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы.

И. Н. Гурвич рассматривал личностные особенности как гипотетическую переменную, которая заставляет людей реагировать на определенные ситуации определенным образом.

Авторы О. А. Власова, О. В. Збродова Ольга, О. Н. Дорохина, С. Н. Рыкунова, К. Н. Быханова разработали модель коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников с использованием ЭОР [1].

До настоящего времени мало изучены причины отклоняющегося поведения дошкольников и мало программ, разработанных для коррекции нежелательного, отклоняющегося от нормы поведения. В психолого-педагогической литературе имеются данные о влиянии на поведение ребенка сочетания биологических, психологических и социальных факторов. Если следовать этой теории, то необходимо разработать корригирующие программы с учетом обозначенных факторов.

Целью нашего исследования стало создание комплекса корригирующих маршрутов для дошкольников старших групп с отклоняющимся поведением.

Решались следующие задачи:

  1. Проанализировать динамику и структуру отклоняющегося поведения среди старших дошкольников.
  2. Разработать модель, включающую комплекс мер по коррекции с учетом индивидуальных особенностей детей.
  3. Провести сравнительный анализ реализации модели.

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие дошкольники старших групп МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135»

Использованные коррекционные методики: «Слушаем тишину», «Что, если бы…», «Увлеченность делом», «Я чувствую, что…» Психологические методы: метод проекций; психологические игры; эргопедагогика; литопедагогика; игры с релаксационными игрушками и песком.

Модель коррекции отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя ДОО

Рис. 1. Модель коррекции отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя ДОО

Поведенческий подход, основанный на формировании желаемого поведения, используется в игровой форме. Для этого хорошо подходят игры «Ответственность», «Капитан» и др. Суть метода в разрыве нежелательных установившихся связей между условным раздражителем и реакцией, или замена этой связи на другую.

Когнитивистский подход основан на теории описания личности с позиции познавательных структур. Метод подводит к фиксации позитивной роли, получившей ребенок в игре или образовательно-воспитательной деятельности.

Информативный подход позволяет спрогнозировать желательное поведение и дать установку на положительное, общепринятое поведение.

Результаты и их обсуждение

Анализ показал, что в взаимосвязь между личностью и его психическими состояниями носит характер взаимовлияния. Психические состояния (например, ссоры в семье, психологическое насилие и др.) могут оказывать обратное влияние на личность, ее развитие и динамику, формирование одних свойств и ослабление других, изменение структуры мотивов. Свою деятельность ребенок осуществляет через потребность играть, строить, поливать растения и др. Воздействие биологических и физических факторов может изменять структуру мотивов. Например, вместо потребности творить и созидать — потребность разрушать, обижать других детей, избавляться от своих негативных эмоций неконструктивным путем.

Реализация модели позволила изменить установки дошкольников с отклоняющимся поведением и зафиксировать стабильность. Коррекционная работа в условиях дошкольной образовательной организации — это деятельность воспитателей, направленная на разрушение сложившихся у ребенка установок, представлений, ценностей, мотивов и стереотипов поведения и на формирование новых. В связи с чем, основными принципами организации работы по коррекции отклоняющегося поведения дошкольников являются следующие:

– включение детей в мероприятия, проводимые в ДОО;

– организация видов образовательно-воспитательной деятельности, который исключает однообразие и естественно следующий за ним процесс утомления;

– организация физкультурно-оздоровительных мероприятий и вовлечение в них дошкольников в отклоняющимся поведением;

– совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога.

Заключение

Таким образом, проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии, философии и психологии. Проблема нежелательного поведения дошкольников относится к этой проблеме также. Профилактика отклоняющегося поведения дошкольников является одним из необходимых направлений процесса развития и требует создания педагогических условий для реализации в виде особого психолого-педагогического сопровождения.

Сущность содержания психолого-педагогического сопровождения при проведении коррекции заключается в наличии гибких, индивидуально-дифференцированных и личностно-ориентированных методов групповой и индивидуальной работы.

Литература:

  1. Использование электронных образовательных ресурсов в коррекции отклоняющегося от нормы поведения дошкольников / О. А. Власова, О. В. Збродова, О. Н. Дорохина [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 17–19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5875/ (дата обращения: 24.02.2021).
  2. 2. Гилинский Я. И. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
  3. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — пер. с франц. Самарской Е. А., редактор перевода Грецкий М. Н. — М.: Прогресс, 1966.
Задать вопрос