Формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста путем подготовки к сдаче норм ГТО
Авторы: Шашков Ратибор Валерьевич, Шашкова Татьяна Игоревна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.
Дата публикации: 23.02.2021
Статья просмотрена: 210 раз
Библиографическое описание:
Шашков, Р. В. Формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста путем подготовки к сдаче норм ГТО / Р. В. Шашков, Т. И. Шашкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 29-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6106/ (дата обращения: 19.04.2024).
Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, физическая культура, Российская Федерация, сдача норм ГТО, детский сад, комплекс ГТО
Согласно Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [1]. И именно поэтому здоровье является одна из главных ценностей человека, а также основа долгой и активной жизни. В связи с этим, в настоящий момент сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных стратегических задач развития России. Данная задача регламентируется и обеспечивается различными нормативно-правовыми документами:
− Указами Президента Российской Федерации «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;
− Федеральными Законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
− Приказом Минздрава России «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» от 15.01.2020 г. № 8.
Комплекс ГТО для детей дошкольного возраста в первую очередь направлен на физическое развитие и укрепление здоровья, формирования осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой, а также формирования здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для воспитания правильных привычек, и именно в это время у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. В связи с этим, с самого раннего детства следует научить ребенка вести здоровый образ жизни. Именно поэтому перед каждым педагогом и родителями стоит цель воспитать здоровое поколение.
По мнению Ю. Ф. Змановского, воспитание здоровых дошкольников необходимо начинать с развития культуры здоровья детей с учётом всех основных компонентов здорового образа жизни:
− личная и общественная гигиена;
− санитария и культура здорового образа жизни;
− правильное рациональное и здоровое питание;
− рациональный ежедневный режим;
− рациональная двигательная активность;
− закаливание организма на каждом возрастном этапе дошкольного детства;
− сохранение стабильного психоэмоционального состояния детского организма [2].
В детском саду № 174 «Ягодка» города Архангельска для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста используются основные здоровьесберегающие технологии:
− физкультурно-оздоровительные: дыхательная гимнастика, закаливающие процедуры, формирование правильной осанки; спортивные мероприятия и праздники;
− медико-профилактические: обеспечивают организацию и контроль питания дошкольников, осуществляют контроль за их физическим развитием;
− психолого-педагогические: обеспечивают психологический комфорт пребывания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
− учебно-воспитательные: обучение детей правилам заботы о своем здоровье;
− технологии обучения здоровому образу жизни: профилактические беседы, проблемно-игровые и физкультурные занятия;
− технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещения родителей дошкольников;
− коррекционные: музыкотерапия, звукотерапия (звуки леса, голоса птиц, шум морского прибоя) и сказкотерапия
Также у воспитанников нашем детском сада формируются основы здорового образа жизни путем подготовки к сдаче норм ГТО. Подготовка проводится на базе нашего детского сада, на физкультурных занятиях, на прогулке с детьми, на дополнительных спортивных занятиях по флорболу, футболу и плаванию, а также во время спортивных праздников и мероприятий.
Основным фундаментом подготовки к сдаче норм ГТО у детей дошкольного возраста является непосредственная образовательная деятельность по физической культуре. В рабочей программе по физической культуре имеются все необходимые виды движений, а также упражнения для подготовки к видам испытаний, а именно прыжки, упражнения на гибкость, метания, бег, ходьба на лыжах, плавание.
В комплексе ГТО присутствуют нормативы по выбору, например такие как плавание и бег на лыжах. Посещение дополнительных общеразвивающих тренировок по плаванию позволяет детям без особого труда справиться с нормативами.
Дополнительно дети совершенствуют необходимые нормативы с учетом рекомендаций инструктора по физической культуре, во время прогулки, а также с родителями вне стен детского сада. Такая совместная работа приводит к партнерским отношениям между родителями, педагогами и детьми. В добавок для детей и их родителей подготовлены видеоуроки с рекомендациями и нормативами ГТО. В них показаны упражнения для совершенствования физических качеств с учетом видов испытаний, что дает дополнительную мотивацию детям к участию в тестировании. В заключение подготовка к сдаче норм ГТО повышает интерес детей к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также повышает качество физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Подводя итог проведенной работы в детском саду города Архангельска можно сделать вывод, что такой подход формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста дает отличный результат. Сдача норм ГТО создает условия для укрепления здоровья детей, развивает стремление к победе, воспитывает волевые качества воспитанников, а также развивает уверенность в своих силах. Именно поэтому внедрение и подготовка к сдаче ГТО — это еще один хороший инструмент для приобщения детей к здоровому образу жизни.
Литература:
- Как ВОЗ определяет здоровье?. — Текст: электронный // ВОЗ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions (дата обращения: 22.02.2021).
- Змановский Дошкольное воспитание / Змановский, Ф. Ю. — 6-е изд. — Москва, 1995. — С.11–12.