Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники (на примере лексической темы «Мебель»)» / Л. Е. Сапельникова, И. В. Жгутова, Ф. В. Маслова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6072/ (дата обращения: 18.04.2024).



Одной из главных задач в работе с дошкольниками является развитие связной речи. При общем недоразвитии речи этот процесс протекает с определенными трудностями. И хотя существует много традиционным методов и приемов по коррекции нарушений связной речи, описанных в литературе, возникает необходимость разработки новых. Исходя из этого, нами был разработан проект «Развитие связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР с использованием мнемотехники. И на примере лексической темы «Мебель» хотелось бы о нем подробнее рассказать.

Участниками проекта стали дети старшей группы, воспитатели и учитель-логопед.

Актуальность его заключается в следующем — отсутствие у детей навыков составления самостоятельного высказывания на заданную тему или умения поддержать разговор — главная проблема развития связной речи у детей. Её необходимо решать до школы, потому что усвоение школьного материала напрямую связано с речевым развитием ребёнка. Чтобы ребенок мог чётко и ясно выразить свою мысль, ему необходимо научиться правильно строить предложения и только после этого из предложений составлять рассказы.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребёнка. Мнемотаблицы увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, мыслительные задачи, решаются с помощью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Использование карточек — схем позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами, это изображение характерных признаков предметов.

Целью проекта стали развитие индивидуальности каждого ребёнка, успешная социализация, расширение и укрепление сотрудничества; создание условий для формирования у детей творческих способностей; расширение словарного запаса; создание условий для развития образного и логического мышления; развитие интереса к мнемотехнике.

Формами реализации проекта были выбраны дидактические игры, заучивание стихов и пальчиковой гимнастики, обучение составлению рассказов и сказок, автоматизация звуков в чистоговорках.

А конечным результатом стала красивая и правильно сформированная речь детей по данной теме.

Понедельник — Дидактическая игра «Где игрушка?»

Цель: составление предложений с предлогами с использованием мнемодорожки, развитие мышления, воображения.

Кукла сидит на стуле. Машинка стоит около дивана.

Заяц лежит в шкафу. Мяч лежит под столом.

Понедельник — чистоговорки

Цель : автоматизация звука «л» в чистоговорках с использованием мнемодорожки, развитие памяти, воображения

ал-ал-ал — в углу пенал

ол-ол-ол- на кухне стол

ул-ул-ул — садись на стул

ыл-ыл-ыл — шкаф закрыл

Ла-ла-ла — ножки у стола

Ло-ло-ло — в полке стекло

Лу-лу-лу — пуф стоит в углу

Лы-лы-лы — низкие столы

Вторник — пальчиковая гимнастика

Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук, используя мнемотаблицу

Мебель я начну считать:

Кресло, стул, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали,

10 пальчиков зажали.

Среда — Заучивание стихотворения «Мебель» Н. Нищева

Цель : развитие навыка заучивания стихотворения с использованием мнемотаблицы

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире

Четверг — Пересказ сказки «Три медведя»

Цель : закрепление навыка пересказа сказки по мнемотаблице

Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес по грибы и заблудилась. Шла она по лесу и увидела избушку. Вошла Маша в нее, а там никого нет. Увидела она на столе 3 тарелки: большую, поменьше и самую маленькую. Попробовала кашу из каждой тарелки, все съела из маленькой. Увидела Маша 3 стула: высокий, ниже и самый низкий. Посидела на каждом стуле, а понравилось сидеть на низком. В другой комнате Маша увидела 3 кровати: большую, поменьше и самую маленькую. Понравилась Маше самая маленькая кроватка, в ней она и уснула. В избушке жили 3 медведя. Вернувшись с прогулки, они увидели беспорядок, зашли в спальню и застали Машу, спящую в кроватке. Медвежонок закричал, Маша проснулась, испугалась и убежала.

Пятница — Рассказ «Танина комната»

Цель: закрепить навык пересказа с использованием мнемотаблицы

У Тани есть своя комната. В комнате большое окно. Около окна стоит круглый стол. Слева от стола кровать. На полу лежит ковер. Рядом со столом стоит стул. В комнате есть шкаф для одежды и игрушек. На стене висит книжная полка. В шкафу лежит коробка с игрушками.

Литература:

  1. Т. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Детство-Пресс, 2010г.
  2. Л. Н. Смирнова «Логопедия. Играем со звуками», «Сфера», 2004г.
  3. Н. В. Нищева «Современная система работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи», Детство-Пресс,2018 г
Задать вопрос