Организация системы контроля в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 11.02.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Кузьминых, Л. Н. Организация системы контроля в ДОУ / Л. Н. Кузьминых, Е. В. Загребина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6063/ (дата обращения: 18.04.2021).



Методическая служба в детском саду относится к управленческой деятельности. Поэтому грамотная организация методической работы невозможна без знания основных особенностей и закономерностей управленческой деятельности.

Процесс организации методработы цикличен и представляет собой совокупность связанных между собой стадий, таких как:

– педагогический анализ позволяет дать объективную оценку педагогическому процессу, выявить причины, определяющие уровень образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педпроцесса в ДОУ.

– планирование определение системы мероприятий. Эта система направлена на достижение поставленной цели, с указанием конечного результата, который можно сравнить, оценить.

– организация — организационная структура, направленная на достижение целей своей организации.

контроль — констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями.

Проблему контроля, как неотъемлемой части управленческой деятельности в образовании, рассматривали М. М. Поташник, Н. А. Виноградова, К. Ю. Белая, О. Скоролупова и др. По мнению авторов, задачи контроля следующие:

– сравнение результатов работы с нормативными требованиями;

– оказание своевременной практической помощи сотрудникам ДОУ;

– сбор информации о том, как выполняются рекомендации, решения, т. е. контроль исполнения;

– выявление и обобщение передового педагогического опыта.

Также контроль состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, информации, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, воспитателями. Результаты контроля становятся исходным пунктом для регулирования и коррекции проводимой работы, но прежде они обязательно должны быть проанализированы.

В условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта по направлению «Педагог», появилась потребность в поиске новых подходов к организации системы контроля, в связи с тем, что ее отсутствие вызывает стихийность в функционировании дошкольного учреждения.

Отмечая важность функции «контроля» К. Ю. Белая пишет «благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям» [1].

Содержание контроля заведующего ДОУ:

– контроль администрации ДОУ (старший воспитатель, завхоза, медсестра);

– выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

– проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

– выполнение решений педагогического совета;

– финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;

– выборочный контроль за работой педагогов в соответствии с профессиональным стандартом по направлению «Педагог».

Деятельность старшего воспитателя по осуществлению контроля включает:

– разработку системы контроля за образовательной работой с детьми, диагностических материалов, вопросов по осуществлению тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

– наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

– фиксацию результатов наблюдения;

– выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий;

– повышение квалификации и аттестация педагогов, документация педагогов;

– организация и осуществление работы с родителями;

– разработку мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

– обсуждение результатов контроля с воспитателями, использование этих результатов при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

Для того, чтобы контроль был инструментом мотивирования труда педагогов, он проводится систематически; является объективным, гласным, носит диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер.

В начале каждого учебного года в нашем детском саду старший воспитатель разрабатывает план контроля, и знакомит всех педагогов ДОУ с данным планом под роспись.

В течение учебного года проводим разные формы контроля:

– оперативный контроль — главными особенностями данного вида контроля является быстрое реагирование, немедленное исправление незначительных недостатков. В мае может быть проведен контроль по теме «Готовность к летней оздоровительной работе»; «Создание условий для самостоятельной деятельности детей в летний период» и др.

– тематический контроль — включает: название, его цель и сроки осуществления. Форма состоит из 5 блоков (К. Ю. Белая): анализ, оценка профессиональных умений воспитателей, создание условий, система планирования работы, взаимодействие с родителями. Материалы могут оформляться произвольно. Аналитическую справку целесообразно составлять с использованием блоков, описанных выше. Рекомендации по коррекции вносятся в проект решения педсовета. График осуществления тематического контроля включает возрастную группу, время проведения контроля, формы контроля.

– итоговый контроль — дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени: квартал, полугодие, год;

– фронтальный контроль и его виды предусматривают всестороннюю, проверку деятельности как воспитателя в отдельности, так и ДОУ в целом. Проводится в любое время года, продолжительность от 3-х дней — до недели. Может включать такие темы «Взаимодействие детского сада и семьи», «Предметно-развивающая среда дошкольных групп», «Создание условий для раннего возраста», «Готовность к обучению в школе» и др.

– сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей по различным направлениям программы. Он позволяет увидеть разницу в работе воспитателей параллельных возрастных групп. Итоги любого вида контроля знают все члены педагогического коллектива (беседа, педагогический совет, конференция на платформе ZOOM и др.).

– самоконтроль — целесообразно часть воспитателей, имеющих высокую квалификацию и профессионализм, перевести на режим доверия и самоконтроля. Воспитатели, которые работают по режиму самоконтроля, должны быть педагогически грамотными; соответствовать профессиональному стандарту по профессии «Педагог».

Широкое использование руководителем делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, первичный комитет профсоюза, совет родителей.

Таким образом, мы используем в детском саду разные виды контроля, которые планируем и проводим в соответствии с годовым планированием. Создана единая система контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Как будет построен воспитательно-образовательный процесс, так можно будет судить о профессионализме педагогов, об уровне качества предоставляемых услуг в ДОУ.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция, М, Сфера,2003–64 с.
  2. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. –2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2007. –192с.
  3. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ / автор-составитель О. А. Скоролупова — М, Издательство Скрипторий, 2003–104 с.
Задать вопрос