Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Якушева, С. А. Использование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения / С. А. Якушева, Н. Д. Кондакова, А. Н. Смецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6059/ (дата обращения: 18.04.2021).



Метод проектов — это инновационный, перспективный метод, который занимает достойное место в системе дошкольного образования; способствующий развитию свободной творческой личности. Он даёт возможность ребёнку проявить инициативу, самостоятельность; развивает конструктивные навыки, творческие способности, прокладывает путь к дальнейшему успешному обучению в школе.

Мы с педагогами широко познакомились с технологией проектирования, изучив и проанализировав научно-методическую литературу, материалы из опыта работы других ДОУ.

Посредством консультаций: «Проектный метод — метод развивающего обучения дошкольников», «Типы проектов в детском саду», «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей» воспитатели чётко усвоили, в чём заключается особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования, каков ее характер, получили знания о пошаговом проектировании.

Педагоги ДОУ были ознакомлены с методическими рекомендациями: «Система работы над проектом», «Планирование проектной деятельности», «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Семинар-практикум «Проектный метод в деятельности МАДОУ» позволил педагогам закрепить полученные знания о технологии проектирования, основных этапах метода проектов.

Воспитатели поупражнялись в разработке проектов различной тематики, познакомились с методической литературой по данной проблеме.

Практическая часть семинара дала возможность поупражняться в определении основных целей различных проектов, предложить источники сбора информации, запланировать работу с родителями, определить виды деятельности с детьми. Просмотрев снятые на видеокамеру фрагменты занятий, педагоги выполнили ряд заданий: определили тематику проектов, направления взаимодействия с другими участниками проектов. Воспитатели творчески отнеслись к составлению примерных схем реализации проектов.

Деловая игра «Аукцион идей» способствовала поддержке интересов педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников; развитию потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Тот, кто предложил наибольшую «цену» после представления схемы реализации проекта, давал пояснение: почему именно этому материалу отдано предпочтение. В чем его ценность? Эксперты фиксировали «цену» каждого лота, определяли наиболее «дорогостоящий». Участники, набравшие наибольшее количество жетонов, в конце игры получили поощрительный приз (книгу, методическое пособие).

Мы активно привлекаем родителей к участию в реализации проектов, которые являются не только источником информации (рассказывали, читали детям, вместе посещали библиотеки, выставки, музеи), но и реальными помощниками в процессе работы над проектом: мастерили поделки, делали декорации для спектаклей, праздников, выполняли совместные творческие работы.

Проводя с детьми беседы на разные темы, мы выявляли, что знают они о том или ином предмете, явлении; что еще хотят узнать, и как это сделать. Результаты бесед оформляли в виде таблиц и размещали их на информационных стендах для родителей, которые невольно начинали отвечать на вопросы, давая детям определенные знания. Взаимодействие с семьёй позволило добиться наибольших результатов в работе с детьми старшей и подготовительной групп в плане подготовки их к школьному обучению.

Для знакомства детей с методикой проведения исследований воспитатели провели 2–3 фронтальных тренировочных занятия, к которым подготовили специальный наглядный материал: серию тематических картинок, карточки с символами (предметными картинками): «подумать самостоятельно», «спросить у учителя», «посмотреть в книгах», «узнать из телепередачи», «понаблюдать», «провести эксперимент», «узнать из интернета», «связаться со специалистом».

На первом занятии выбрали 2 ребенка-исследователя, все остальные выступили в качестве зрителей. «Исследователи» выбирали предметную картинку по желанию, и это изображение становилось темой исследования.

Воспитатели объясняли детям задачу: подготовить рассказ о выбранном объекте, ставили ряд проблемных вопросов: «Что мы должны сделать вначале? «Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?».

Каждый ребенок из группы имел право предложить свой вариант. Внимание детей обращалось на знак «Подумай самостоятельно». Следующий вопрос педагога: «где мы можем узнать» что-то новое о выбранном объекте? Постепенно выстраивалась линия из карточек-символов.

Воспитатели использовали пиктографическое письмо, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных анализаторов. Собранные сведения анализировались и обобщались. В итоге «исследователи» делали сообщение — доклад. С приобретением исследовательского опыта доклады становились более глубокими. Далее воспитатели приступали ко второму этапу: «Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников», в который вовлекалась вся группа.

Каждый ребенок выбирал тему, получал специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. Каждый ребенок индивидуально (либо пара, группа детей) действовал самостоятельно, изучал всё, что связано с выбранной темой, обобщал информацию и готовил доклад.

Воспитатели выступали в качестве консультантов.

К организации исследовательской деятельности дошкольников педагоги ДОУ старались подходить творчески, придерживаясь ряда правил: учили детей действовать самостоятельно, избегали прямых инструкций, не сдерживали инициативы детей, учили дошкольников прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; учили анализу и синтезу и на их основе классификации, обобщению информации.

Тематика проектов исходила из интересов детей.

Мы вводили видовое разнообразие проектной деятельности, например, комплексные проекты: «Осенняя пора», «День птиц»; творческие (спектакли для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», концерт для родителей), исследовательские «Воздух-невидимка», «Что мы знаем о воде?» и другие.

Каждый совместный проект (выставка, праздник) доводился до конца. В процессе его реализации детей привлекали к оценке промежуточных результатов деятельности и полученного продукта.

Вместе с воспитателями, детьми, родителями мы разрабатывали интересные содержательные проекты различной тематики: «Безопасное поведение на улице», «Маленьким детям — большие права», «След человека на Земле», «Моя малая Родина — город Шебекино».

Большое внимание уделялось экологическим проектам: «Путешествие капельки», «Времена года», «Неживая природа», «Животные жарких стран»…

В ходе работы над проектом дети вели наблюдения, экспериментировали, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В процессе проектной деятельности мы вместе с детьми выполняли заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно двигались к цели. Цель проекта принималась и осмысливалась детьми. Продуктом проекта становилась самостоятельно развернутая детская игра.

Для успешной реализации каждого проекта в группах создавалась соответствующая развивающая среда: приобретались дидактические игры, детские энциклопедии, подбирались разнообразные картинки, иллюстрации; материалы для проведения опытов и экспериментов, создавались специальные уголки для детей (уголки экспериментирования, безопасности) и информационные уголки для родителей.

Анализ образовательной работы ДОУ показал, что интеграция совместных усилий педагогов, родителей в проектной деятельности, созданная система работы позволили повысить готовность детей к школе.

Литература:

  1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.- М.: Мозаика — Синтез, 2008.-112с.
  2. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников/ В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202с.
  3. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. — М.:АРКТИ, 2015. — 96с.
  4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике/ Л. Д. Морозова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
Задать вопрос