Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (40) март 2021 г.

Дата публикации: 07.02.2021

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Скаргина, С. В. Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников / С. В. Скаргина, И. А. Ключникова, Н. Е. Тюкалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 3 (40). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6053/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формирования здорового образа жизни у детей. Приводятся примеры эмпирического исследования и анализ полученных данных.

Ключевые слова: дошкольники, проблемное обучение, культура здоровья, образовательные технологии.

Актуальность исследования в осознании обществом значимости формирования здорового образа жизни, начиная с дошкольного возраста. В период пандемии COVID-19 эта тема очень актуально и требует нового подхода в изучении. Анализ причинно-следственных связей показал, что проблема требует разрешения уже сегодня. К настоящему времени сделано немало попыток поиска наиболее рациональных путей формирования здорового образа жизни у дошкольников. Некоторые исследователи (В. А. Радченко, А. С. Фетисов, Т. А. Козлова и др.) сходятся во мнении, что здоровый образ жизни тесным образом связан с проблемой духовного развития и является показателем общей культуры человека. Обновление образовательных технологий по формированию здорового образа жизни и воспитание здоровой личности связано с развитием сознания и самосознания. Однако, у ребенка дошкольного возраста самосознание формируется в шести — семи годам, когда активно развивается интеллектуальная сфера. А как быть с детьми раннего возраста? Ведь именно этот период является плодотворным для образовательных и психологических новообразований.

Изучение научной литературы по теме исследования позволило выявить, что вопрос формирования здорового образа жизни детей стоял в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, социологов, физиологов, медиков. Обоснование связи физического и психического состояния человека описаны в исследованиях Е. М. Беспаленко, И. С. Бериташвили, В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, Л. Р. Лурье, А. Ю. Рахнера и др.

Проблема психосоматических заболеваний рассматривалась также ведущими неврологами и психиатрами, такими как В. А. Куташов, Л. С. Степанова, Т. Ю. Хабарова и др. Принцип взаимосвязи физиологического и психического развития также был реализован в трудах психологов П. П. Блонского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др.

О важности психологического здоровья детей описано в трудах Л. А. Абрамян, И. В. Дубровиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Т. А. Репиной, М. Ю. Стожаровой, Т. Ю. Хабаровой и др.

Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования — какова роль проблемного обучения в формировании у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Объект исследования — культура здоровья дошкольников.

Предмет исследования — проблемное обучение как фактор формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Методы исследования и участники эксперимента

В эксперименте приняли участие дети дошкольного возраста МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» город Воронежа. Специально дети не выбирались. В образовательную деятельность были включены дополнительно к плановым образовательным событиям занятия по формированию здорового образа жизни с использованием проблемного обучения.

Для этого была разработана Модель — схема, реализация которой предполагала решение детьми заданного предметного материала путем выдвижения воспитателем специальных познавательных задач-проблем или ситуаций.

Модель использования проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

Рис. 1. Модель использования проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

Методика проблемного обучения построена так, что дети, используя критическое и знаковое мышление, «подводятся» воспитателем на известное решение или направление решения задачи по здоровьесбережению. Эвристический подход к проблеме формирования здорового образа жизни у дошкольников позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует воспитателя и ребенка на достижение неизвестного им заранее результата.

В основе проблемного обучения лежит идея С. Л. Рубинштейна. Смысл технологии в том, что способ развития сознания ребенка проходит через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку воспитателем проблемного вопроса, задачи и ситуации, и мотивированием дошкольников на их решение.

Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Примеры проблемных вопросов: «Почему, если не мыть руки перед едой, то можно заболеть?», «Почему нельзя есть немытые фрукты?», «Почему дорогу переходят на зеленый сигнал светофора?», «Почему при пандемии COVID-19 необходимо часто мыть руки и обязательно с мылом?» и т. д.

Проблемная задача — это познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями. Пример проблемной задачи: «Что необходимо сделать, чтобы, выходя зимой на улицу, не простудиться?», «Как нужно себя вести, если на улице подойдет незнакомый дядя и будет угощать конфетой?» и др.

Проблемная ситуация предполагает, что ребенок хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. В соответствии с реализацией ФГОС ДО — это одно из условий развития самостоятельности дошкольника. Такая ситуация характеризует психологическое состояние ребенка, его волевые качества, потребность в познании, возникающие в процессе выполнения задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности. Пример проблемной ситуации: «Разложите в три разные корзинки полезные и вредные продукты», «Найдите ошибки на рисунках» (Нелепицы), «Найдите на рисунке людей, не соблюдающих масочный режим в период пандемии COVID-19. Дайте характеристику поведения таких людей. Дайте пояснение» и др.

Совместная деятельность с педагогом-психологом предполагает формирование психологического здоровья. Педагогом-психологом также используется проблемное обучение как для формирования ЗОЖ так и для коррекции психологических проблем у дошкольников.

Личная гигиена и питание сопряжены с требованиями ФГОС.

Физическая культура — неотъемлемая часть формирования ЗОЖ у дошкольников. Двигательная активность стимулирует иммунную систему, способствует интеллектуальному развитию, и таким образом, использование проблемного обучения становится приемлемым и необходимым.

Таким образом, основная цель проблемного обучения в деятельности воспитателя дошкольной организации — развитие ребенка при сохранении его здоровья.

Результаты эксперимента и их обсуждение

Эксперимент проводится в течение двух лет и дал положительные результаты. По сравнению с детьми других групп, где не было целенаправленного обучения, решать проблемные задачи, проблемные ситуации и проблемные вопросы у детей получалось сразу, быстро, так как техника была отработана, дети знали, как решать проблему. А для детей контрольной группы это создавало проблему и выражалось это в увеличении времени на выполнение задания. Задания по проблемному обучению усложнялись, что вызывало интерес у экспериментальной группы. Когда дали детям контрольной группы усложненные проблемные задания, то для некоторых детей они казались неразрешимыми.

Вывод. Вводить проблемное обучение в детском саду по формированию здорового образа жизни — необходимое условие успешного освоения правил здоровьесбережения детьми. Мы сможем помочь дошкольникам достичь полноценного развития и создать условия для формирования здорового образа жизни.

Литература:

  1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  2. Ятьяева Н. М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2018. — № 2. — С. 161–163. — URL https://moluch.ru/archive/188/47710/ (дата обращения: 02.02.2021)
Задать вопрос