Руководство театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 апреля, печатный экземпляр отправим 28 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 03.02.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Пудовкина, Н. Н. Руководство театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста / Н. Н. Пудовкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6036/ (дата обращения: 14.04.2021).



Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, она приобщает его к духовному богатству народа, развивает нравственно и эстетически, позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал своей личности. В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрализованной деятельности в детском саду. Такие педагоги и методисты, как О. А. Акулова, Е. А. Антипина, Ю. А. Вакуленко,

М. Д. Маханева, Т. И. Петрова, Н. Ф. Сорокина, А. В. Щеткин и другие единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Театрализованная деятельность — это «разновидность игровой деятельности, в которой дети с помощью театрально-игровых умений воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения людей» [4]. Эта деятельность положительно влияет на личностное развитие ребенка только при умелом руководстве ею со стороны педагогов дошкольной организации.

Главная особенность театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста состоит в том, что при ее руководстве педагог создает условия для коллективных игр-драматизаций и режиссерских игр. Организуя эти игры, «педагог занимает позицию помощника» [2, с. 98]. Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной театрализованной игры: придумать начало или завершить историю, рассказанную педагогом; придумать и показать начало (окончание) истории, которую продолжит педагог или другой ребенок. В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

Основная цель руководства театрализованной деятельностью дошкольников — поддерживать интерес к этому виду деятельности, будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.

При руководстве театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста работа педагога состоит в «поддерживании интереса к театрализованной игре, мотивации на ее проведение, в обучении детей придумывать содержание игры и воплощать ее образы с помощью разных средств выразительности» [5, с. 38]. Ю. А. Вакуленко добавляет, что «у каждого ребенка необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания произведения, по которому проводится игра, и своего понимания характера героев» [3, с. 113].

О. А. Акулова подчеркивает, что при руководстве театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста основными требованиями к ее организации являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения этих игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [1].

Руководство педагога заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в театрализованную игру. В средних группах перед театрализованной игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

Читая текст сказки, педагог сразу же фрагментарно подключает детей к театрализованной игре по ней. А. В. Щеткин считает, что уже на этом этапе дети «должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, проигрывать основную сюжетную линию, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры» [6, с. 56].

Для мотивации, развития интереса к театрализованной деятельности, а также овладения детьми 4–5 лет игровыми умениями в ней нами были выделены три основных этапа в работе по руководству этой деятельностью:

1 этап. Обогащение театрального опыта.

2 этап. Искусство выразительного чтения.

3 этап. Мастерство актера.

В рамках первого этапа работы мы знакомили детей с театром: его историей, видовым многообразием, театральными профессиями и атрибутами, помогали освоить театральную терминологию (афиша, пьеса, режиссер, актер, актриса и др.). С детьми проводились беседы по темам «Особенности и виды театрального искусства», «Рождение спектакля». «Театр снаружи и изнутри», «Культура поведения в театре». На данном этапе проводится экскурсия в театр (просмотр спектакля), после которой педагог беседует с детьми и выясняет, какие они получили впечатления о театре, потом просит детей нарисовать театр или то, что им в нем особенно запомнилось и понравилось. Организуется игра, в которой дети имитируют игровые действия, связанные с конкретными эпизодами работы театра; продажу и проверку билетов у зрителей, подготовку зрительного зала, расстановку стульев в соответствии с нумерацией мест и рядов и др.

Второй этап в работе по руководству театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста включает работу по обучению детей выразительному чтению ролей. Педагог помогает уловить замысел и чувства автора, смысл и тональность отдельных диалогов и реплик героев. В процессе руководства работой над ролью используются следующие приемы: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; анализ придуманных поступков; работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; подготовка театрального костюма; использование грима для создания образа.

Третий этап в работе по руководству театрализованной деятельностью детей среднего дошкольного возраста — обучение простейшим основам актерского мастерства. Педагог учит детей перевоплощению, способам словесного воздействия на зрителя, сценическому движению и т. д. В средней группе расширяются знания детей о различных видах театра: фланелеграфе, пальчиковом, теневом, кукольном. Дошкольники осваивают приемы кукловождения настольных кукол и учатся работать с куклами на ширме: знакомятся с правилами их взаимного расположения, особенностями и направлением движения, учатся сопровождать движение куклы словами или песенкой, соотносить движение с речью. Педагог применяет разнообразные приемы руководства: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей всеми детьми по очереди и др. В результате такой работы дети приобретают определенные навыки и опыт в создании сценического образа. Особое внимание педагог уделяет развитию творческой самостоятельности ребенка в создании образов. В конце театрализованной деятельности проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя.

Наш опыт работы показал, что эффективна такая методика руководства театрализованной деятельностью детей средней группы, которая включает следующие положения.

  1. Педагог создает условия: формирует и поддерживает у детей интерес к этой деятельности, формирует соответствующие умения, готовит атрибуты для игр (совместно с родителями).
  2. В руководстве используются прямые и косвенные методы. Прямые: выявление желания играть; рассматривание атрибутов для игры; беседа; распределение ролей; замечания и помощь в ходе игры; похвала. Косвенные: экскурсии; чтение художественных произведений; беседа, рассказ; работа с родителями; дидактические игры.

Таким образом, сущность руководства театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста состоит в том, что педагог планирует, организует, направляет, контролирует и корректирует эту деятельность. Руководство театрализованной деятельностью детей средней группы происходит успешно, если педагог использует прямые и косвенные методы, направленные на мотивацию, развитие интереса детей к этому виду деятельности и игровых умений детей.

Литература:

1. Акулова, О. А. Театрализованные игры детей среднего дошкольного возраста / О. А. Акулова // Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — С. 145–173.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. — М.: Сфера, 2009. — 128 с.

3. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 153 с.

4. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для СПО / Е. А. Дубровская [и др.]; под ред.

5. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 179 с.

6. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

7. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет / А. В. Щеткин. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. — 144 с.

Задать вопрос