Проект научно-технической направленности «Роботы бывают разные» (для воспитанников логопедической группы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бунина, Н. В. Проект научно-технической направленности «Роботы бывают разные» (для воспитанников логопедической группы) / Н. В. Бунина, Т. В. Батмановская, С. С. Тенькова, И. А. Коринец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5968/ (дата обращения: 23.04.2021).



C:\Users\USER\Desktop\IMG_4541.JPG

Если вы думаете, что робототехника и программирование будет не по силам детям с ОВЗ, то мы готовы развеять ваши сомнения и предложить вашему вниманию методическую разработку научно-технической направленности «Роботы бывают разные», которая апробирована мной в логопедической группе. Данная разработка будет полезна и интересна воспитателям и педагогам дополнительного образования, внедряющими модули «Робототехника» и «LEGO-конструирование» парциальной программы «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Актуальность разработки : На сегодняшний день робототехника и LEGO-конструирование — это быстроразвивающиеся образовательные направления, которые активно включаются во все стороны детской жизнедеятельности. Кроме того, ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов дошкольников в различных видах детской деятельности. Поэтому акцент переносится на развитие таких качеств личности, как целеустремленность, любознательность, самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, все это способствует успешной дальнейшей социализации детей.

Содержание

Воспитанники логопедической группы в основном мальчики — их ежегодно бывает 70–75 % от численного состава, поэтому им особенно интересны игровые развивающие занятия с различными робототехническими конструкторами. Стартовым набором для нас стал робототехнический модуль «Технолаб».

Сначала дошкольники знакомились с особенностями и возможностями конструктора; изучали назначение деталей, правила их соединения между собой, читали схемы и собирали по ним модели. Затем более творческие дети, имеющие склонности к техническому творчеству, стали придумывать собственные механизмы и машины, а главное, объяснять, «для чего нужны данные изобретения и как их использовать».

Свои изобретения дети представляли и защищали на муниципальном конкурсе детского технического творчества «Техностарт», где стали победителями, на региональном фестивале «Леонардо».

Затем у нас у нас появились ЛогоРоботы Bee-Bot «Умная пчела», специально разработанные для детей дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ. Мини-робот выполняет элементарные команды, с помощью которых осуществляется движение в разных направлениях. Мы убедились, что использование ЛогоРобота в образовательном процессе способствует развитию у детей логического и пространственного мышления, мелкой моторики, воображения, памяти, закрепление математических представлений, формирование коммуникативных и речевых навыков. Цветные тематические коврики, карточки, фишки являются неотъемлемой частью ЛогоРобота.

В логопедической группе, в вечерний отрезок времени после коррекционного часа дети с удовольствием используют в играх «Умную пчелу». Сначала дошкольники знакомились с пчелой: учились управлять, задавать команды, просто играть в свободной форме. Затем ребята стали объединятся в пары и в команды, давая друг другу задания для программирования пчелы. Для детей с ОВЗ некоторые задания были упрощены: Первоначально надо дать роботу команду двигаться по прямой, затем выстраивать более сложную траекторию движения: с поворотами налево, направо, приостановками движения.

Отдавая команды роботу, дети учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, что вдвойне полезно для детей с нарушением речи.

Применение в образовательной деятельности

В образовательной деятельности с детьми логопедической группы ЛогоРобот хорошо использовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (тематический коврики «Деревья», «Животные», «Растения»), на занятиях по ФЭМП для закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах, цифрах, счете, а также элементах обучения грамоте (тематический коврик «Буквы»). Таким образом, «Умная Пчела» — «Bee-Bot» учит детей структурированной деятельности, предлагая массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Самое главное, что данное игровое оборудование способствует освоению первых шагов программирования.

Интерактивный конструктор Botzees предназначен для детей от 4 лет. Обучает дошкольников простейшим элементам программирования, развивает творческие и инженерные навыки в игровой форме. Данный конструктор нашел своё применение на занятиях по конструированию и моделированию, используется как «сюрпризный момент» в образовательной деятельности и в режимных моментах. Для автономной работы роботов педагогу необходимо иметь планшет или ноутбук, выход в интернет и Bluetooth. В приложении Botzees Edu встроен модуль программирования, который позволяет ребенку создавать собственную программу поведения робота, но пока это осуществляется с помощью воспитателя. Таким образом, дошкольники могут собрать 8 уникальных роботов, программируя их и задавая им команды. Хорошо играть в парах, небольшими группами.

Конструктор « LEGO WeDO 2.0 » представляет неограниченные возможности для организации игровой деятельности. Дошкольники получают первый опыт программирования, знакомятся с основами механики и базовыми электронными компонентами.

Опыт использования данных модулей программы пока еще не большой. В перспективеунас стоит ознакомление детей с роботехническим набором «My robot time. Brain A». По стандартным схемам можно собрать более 16 моделей роботов от простейших с минимум электроники до самых сложных. Данный конструктор можно использовать для работы со слабовидящими детьми. В дальнейшем планируем использовать для организации коллективной проектной деятельности.

Заключение. Робототехническая деятельность и LEGO-конструирование является одним из лучших средств интеллектуального и творческого развития детей, а также хорошим стимулом для совершенствования речи детей, активизации психических процессов (памяти, внимания, воображения, внимательности). Знакомит детей с основами программирования и механики, учит делать выводы, обобщения, видеть причинно-следственные связи, развивает коммуникативные навыки детей.

C:\Users\USER\Desktop\IMG_1386.JPG

Литература:

  1. Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, С. А. Аверин «STEM — образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., «Бином». Лаборатория знаний., 2019 г.
  2. Е. В. Соловьёва, О. Ю. Стрюкова «Использование ЛогоРобота «Пчелка» в образовательном процессе». М., Институт новых технологий, 2018 г.
Задать вопрос