Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 14.01.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Шаяхметова, З. П. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования / З. П. Шаяхметова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5946/ (дата обращения: 16.01.2021).

Препринт статьи



В данной статье рассматривается вопрос формирования алгоритмических умений дошкольников посредством конструирования.

Ключевые слова: алгоритмические умения, ТИКО-конструирование, дети дошкольного возраста.

Век технологизации и цифровизации диктует обществу необходимость выполнения четких задач, действий, последовательно идущих друг за другом для достижения конкретной цели. Высокие технологии, информационные процессы предполагают наличие умения соблюдать определенную последовательность действий при их использовании, поэтому актуальность умения работать в соответствие с алгоритмом и умения составлять этот алгоритм возрастает.

Язвинская С. Д. — единственная, кто занимался проблемой формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. Она выявила условия их развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения понятия «время». [4]

Если «вглядеться» в данную тему, то станет достаточно ясным тот факт, что формирование алгоритмических умений — это важно и нужно! Алгоритмы сопровождают нас с младенческого возраста. Алгоритм своего рода правило, которое требует четкого выполнения. Правила умывания, одевания, перехода улицы и т. д. В школе учат, как решать примеры, которые требуют определенной последовательности: сначала действия в скобках, затем вне скобок, учитывая какое действие стоит первым умножение или сложение. Успешность выполнения более сложных действий с алгоритмами, ожидающих ребенка в школе, будет зависеть от того, насколько он представляет алгоритмическую сущность своих действий.

Алгоритмические умения позволяют делить сложные действия на более простые и посредством четко организованной последовательности действий достичь требуемого результата в любой образовательной области и в процессе жизнедеятельности, поэтому. Поэтому следует отметить, что формирование алгоритмических умений у старших дошкольников составляет основу овладения ими универсальными предпосылками учебной деятельности.

Алгоритмические умения — это комплекс умений, который включает в себя умение понимать и выполнять алгоритмы, правила, предписания, умение работать по образцу, понимание необходимости планирования своих действий, умение самостоятельно составлять алгоритмы, анализировать, корректировать свою деятельность, списывать ее языком и средствами, понятными другим людям [3].

В этом направлении следует формировать у ребенка представления о последовательности действий, знакомить с понятиями «правила», «алгоритм»; формировать осознание ребенком значимости правил в своей жизни (режим дня; правила умывания, одевания, раздевания, принятия пищи, перехода дороги и т. п.), в учебной деятельности (правила счета, измерения длины, массы, решения задач и др.), в игровой деятельности (игры с правилами) и знакомить детей с этими правилами в форме алгоритмов; формировать осознание ребенком значимости правил (алгоритмов) в жизни любого человека (правила дорожного движения, этикет, расписание занятий, уроков, поездов, самолетов, кулинарные рецепты и др.); формировать умения работать с готовыми алгоритмами и составлять их самостоятельно [1].

Формированию алгоритмических умений в дошкольном возрасте будут способствовать определенные дидактические игры, например «А что было дальше?», «Продолжи рассказ», «Расскажи, что произошло»; такая форма работы как составление рассказа по определенной теме, например «Как из муки испечь блины?», «Как вырос цветок?» и т. д.; обучение элементарным алгоритмам умывания, одевания, раздевания и т. д.; составление собственных алгоритмов действий. В этом списке, можно добавить конструирование, в частности ТИКО-конструирование, а еще точнее ТИКО-конструирование конструирование по схеме. Это прекрасная возможность помочь ребенку освоить поэтапность действий.

Воронина Л. В. в своей статье «Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста» [2] представляет методику ознакомления дошкольников с алгоритмами и формирования у них алгоритмических умений, которая включает три этапа. Если сравнить с предложенными автором этапами, то работа со схемой будет выглядеть примерно, как показано в Таблице 1.

Таблица 1

Формирование алгоритмических умений

Формирование алгоритмических умений в процессе ТИКО-конструирования

1.

Формирование у детей умений выполнять алгоритмы.

Конструирование по схеме в соответствии с этапами выполнения конструкции.

2.

Формирование у детей умений составлять алгоритмы.

Придумывание элементарных схем плоскостных конструкций.

3.

Закрепление приобретенных умений в образовательной и игровой деятельности.

Закрепление приобретенных умений в образовательной и игровой деятельности.

Конструирование плоскостных фигур по схеме целесообразнее начинать тогда, когда дети освоились в скрепление деталей ТИКО-конструктора. В зависимости от индивидуальных возможностей и уровня развития детей это может быть конец младшей возрастной группы или начало средней группы. Начинаем конструировать элементарные плоскостные фигуры. Сначала схема будет в 2–3 этапа, постепенно количество этапов увеличивается. Следует начинать учить детей сопровождать свои действия речью, а воспитатель помогает им в этом, сопровождая действия детей комментариями. На данном этапе важно, чтобы дети различали геометрические фигуры; научились читать схему и выполнять предложенный им алгоритм действий в процессе конструирования.

Когда дети прекрасно освоились в соединении деталей, в создании плоскостных конструкций, с легкостью работают со схемой плоскостной фигуры и могут прокомментировать свои действия, то можно переходить к этапу придумывания элементарных схем плоскостных конструкций. Данную работу следует начинать в старшем дошкольном возрасте.

Обучение составлению схем постройки начинается с ее анализа, предложенного детям, т. е. воспитатель «разбивает» вместе с детьми процесс конструирования на отдельные части («шаги»), обсуждает их суть и последовательность.

Сначала дети с помощью плоскостных геометрических фигур придумывают конструкцию. Интересно использовать дидактическую игру «Преврати фигуру в …», у ребенка развивается воображение, творческие способности в процессе того, как придумывает превращение, например, прямоугольника в птицу, ракету и др.

Если у детей не возникает затруднений с придумыванием постройки, то можно смело начинать обсуждение этапов ее выполнения. Таким же образом, выкладывая перед собой плоскостные геометрические фигуры, ребенок определяет, что соединит в первую очередь, что далее. И следующее действие — это изображение схемы на листе бумаги. Где важно, чтобы ребенок мог правильно расположить этапы выполнения конструкции для того, чтобы другой человек мог понять алгоритм выполнения предложенной постройки.

Этот этап весьма плодотворный, так как ребенку, во-первых, необходимо научиться придумывать постройки, т. е. суметь реальный объект отразить посредством геометрических фигур; во-вторых, выделить последовательность своих действий; в-третьих, овладеть умение располагать схему на листе бумаги; в-четвертых, владеть на достаточно хорошем уровне карандашом, чтобы суметь корректно нарисовать этапы на листе бумаги.

Следующим этапом в процессе ТИКО-конструирования, способствующим формированию алгоритмических умений, будет объемное конструирование. Дети учатся читать более сложные схемы, где конструирование одной части целой постройки может состоять из нескольких этапов. Непосредственно придумывание схем сбора несложных объемных конструкций дается не каждому, но если у вас в группе есть такие дети, то необходимо уделить им особое внимание. Умение составлять сложные схемы свидетельствует о высоком уровне развития мышления, в частности логического мышления.

Таким образом, конструирование будет способствовать формированию алгоритмических умений, если ребенок научиться:

  1. Осознавать цель предстоящей деятельности, т. е. четко иметь представление какую постройку он будет делать.
  2. Разбивать деятельность на отдельные шаги, т. е. делить целую конструкции на отдельные составляющие.
  3. Выполнять эти шаги в строго определенном порядке, т. е. осуществлять самоконтроль за своими действиями.
  4. Оценивать в процессе осуществления деятельности степень достижения цели и вносить коррективы в алгоритм своей деятельности, если цель не достигнута, т. е. уметь изменить схему, если на практике какое-то действие затруднено.

В завершении следует отметить, что для успешного формирования алгоритмических умений в процессе ТИКО-конструирования, необходимо:

– активизировать познавательную деятельность детей;

– формировать у них способность анализировать, синтезировать, сравнивать;

– развивать умение отражать результаты действий в речи;

– вызвать у них интерес к конструированию, к творческой деятельности;

– развивать у детей способности самостоятельно составлять схемы построек как в совместной с воспитателем деятельности, так и в свободное время;

– развивать умение видеть зависимость между соблюдением последовательности действий и достижением определенного результата.

Литература:

  1. Воронина Л. В. Инновации в содержании математического образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Кол. монография / Отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Вып. 9. Екатеринбург, 2016. С. 182–190.
  2. Воронина Л. В., Угюмова Е. А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: Учеб. пос.; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург, 2017. 287 с.
  3. Угюмова Е. А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 94–99.
  4. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: Дис.... канд. пед. наук. Ростов на/Д, 2009. 202 с.
Задать вопрос