Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 13.12.2020

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, Ю. А. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Дифференциация звуков С — Ш» / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5870/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков «С» и «Ш».

Задачи: развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза, интонационной выразительности речи, пространственных ориентировок на плоскости, обогащение словарного запаса, развитие памяти, пропедевтика дисграфии.

Демонстрационный материал: предметные картинки (насос, шина сдувается), игрушки (Степашка, мяч и игрушки для игры «Магазин»), схемы слов («деньги» для игры «Магазин»), таблица с изображением слов с изучаемыми звуками, кассы букв (по числу детей).

Ход занятия № 1:

1.Организационный момент.

Дети стоят около своих столов. Учитель-логопед предлагает сесть тем детям, чье имя начинается на называемый звук.

Например: «А» — садятся Аня и Антон.

2. Игра «Прогулка на велосипедах»

(уточнение звуков «с» и «ш», различия в их артикуляции)

— Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты. Подкачаем еще насосом (демонстрируется картинка): «С-С-С…». Дети, имитируя накачивание шины насосом, длительно произносят: «С-С-С…».

— Хорошо накачали шины. Только слышите — воздух шипит. Оказалось, что в шине (демонстрируется картинка) маленькая дырочка. Вот воздух и выходит. Как воздух шипит, когда выходит из шины? — «Ш-Ш-Ш…»

Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину: «С-С-С…». Вот теперь можно кататься.

Логопед предлагает детям взять настольные зеркала и, проговорив длительно звуки «С» и «Ш», дать характеристику положению органов артикуляции при их произнесении, отметить различия.

3. Игра «У нас в гостях Степашка»

(дифференциация звуков в созвучных словах)

— Мы едем на велосипедах, а вдалеке показался кто-то. Я знаю, что он идет к нам в гости. Это один из ведущих передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Попробуйте отгадать его имя. В его имени есть и звук «С», и звук «Ш»…

Степашка расскажет вам стихи, но в них что-то напутано. Помогите Степашке исправить ошибки.

*Положу в тарелку каску.

Надевал строитель кашку.

*Сладко спит в берлоге миска.

На столе с салатом мишка.

*Как нам хочется шуметь

Спать спокойно, не суметь.

*В поле землю я пасу,

На лугах коров пашу.

*Сочинял писатель башню.

Рисовал художник басню.

4. Игра с мячом «Измени слово»

Изменить по образцу:

Писать — я пишу

Чесать — я …

Откусить — я …

Плясать — я …

Носить — я …

Взвесить — я …

Спросить — я …

Косить — я …

Струсить — я …

Красить — я …

5. Игра «Магазин»

(развитие звукового анализа, фонематического восприятия)

— Вы хорошо потрудились. Я выдаю вам за труды «зарплату». У нас будут такие «деньги» (прямоугольники с клетками и буквами).

На эти «деньги» вы сможете купить что-то в моем магазине.

На столе можно выставить такие игрушки для продажи:

шарик, шкаф

Ш

матрешка, мишка, кошка, лошадка

Ш

мышь, карандаш

Ш

самолет, сумка, слон, собачка

С

лиса, маска, весы, бусы

С

поднос, ананас

С

6. Итог.

Ход занятия № 2:

1. Организационный момент.

Дети стоят около своих столов. Садится тот, кто правильно повторит (прочитает) ряд слогов:

ша-са-са со-со-шо шу-шу-су су-шу-су са-ша-са шо-со-шо

2. Игра «Превращения»

Работа с кассой букв.

Дошкольники изменяют слова и комментируют, что нужно для «превращения». По ходу игры логопед проводит семантизацию новых слов.

сок — шок — шик — лик — лис — лиса

Сашка — шашка — шишка — мишка — мошка — мушка — сушка

киса — киска — миска — мишка — мушка — мука — муха

3. Игра «Отгадай слово»

На доске помещена таблица с изображениями предметов.

солнышко

сушки

путешественники

штепсель

босоножки

шоссе

машинист

Саша

старушка

Детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их. Далее логопед просит ребенка отгадать, какую клетку он задумал: «В нижнем углу первая клетка слева». Ребенок находит эту клетку и отвечает: «Штепсель». Опрос продолжается.

4. Упражнение «Подбери похожее слово»

Детям предлагается подобрать слова с близким значением (синонимы).

Турист — путешественник

Бабушка — старушка

Сандалии — босоножки

Баранки — сушки

Дорога — шоссе

Гроссмейстер — шахматист

Быстрый — шустрый

Мохнатый — пушистый

Ужасный — страшный

5. Упражнение «Запомни и повтори»

Веселая старушка весь день сегодня шьет.

Сквозь цветное стеклышко я взгляну на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

По шоссе с шумом несутся машины.

Саша живет на шестом этаже.

Саша шла со старушкой.

Слышишь, как шумят сосны?

Сушите сушки на солнышке.

6. Игра «Спроси по-разному»

(работа над интонационной выразительностью речи)

Шустрая мышка убегает от кошки? (или медлительная?)

Шустрая мышка убегает от кошки? (или крыса?)

Шустрая мышка убегает от кошки? (или уходит?)

Шустрая мышка убегает от кошки ? (или от кота?)

Саша знает смешной стишок? (или Миша?)

Саша знает смешной стишок? (или не знает?)

Саша знает смешной стишок? (или грустный?)

Саша знает смешной стишок ? (или анекдот?)

7. Итог.

Задать вопрос