Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методы развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / И. И. Маврина, О. В. Каданцева, А. И. Дубанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5861/ (дата обращения: 16.01.2021).



Статья посвящена описанию методов развития у дошкольников восприятия последовательности явлений. Изучен методологический подход к временному пространству и времени, восприятию времени. Проведен педагогический анализ эффективности методов. Доказано влияние времени на поведение дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, восприятие, последовательность явлений, методы, развитие.

Введение. Подход к анализу восприятия последовательности явлений как субъективной категории бытия человека рассматривался многими философами и психологами, начиная с доисторических времен. В более поздние периоды М. М. Ухтомским развита идея хронотипа на основе психофизиологического подхода.

В отечественной психологии проблеме последовательности явлений уделял внимание С. Л. Рубинштейн. Им описано ощущение длительности, составляющее чувственную основу и, в связи с этим, восприятие времени, развивающееся на чувственной органической основе [4].

К. Левиным предложена концепция, основанная на теории психологического поля. Это поле имеет границы и включает в себя настоящее, будущее и прошлое человека, реальное и ирреальное, выражаемое эмоциями, т.е. человек непосредственно отражает психику, опираясь на все части поля, при этом эмоциональная лабильность отсутствует, несмотря на различную хронологию. Автором исследовано, что временное пространство и временная последовательность явлений структурируется постепенно по мере взросления [1].

Для дошкольников актуальным является рассмотрение категории восприятия последовательности явлений и времени в контексте картины мира.

А. Н. Леонтьевым изучение образа мира и картины мира связывалось с изучением сознания. Картина мира в его понимании, как и в понимании К. Левина устроена иерархически и имеет чувственные образы и переживания [2].

Ч. Ньокиктьеном описана классификация уровней восприятия последовательности явлений. Он выделил следующие: биологические часы, ощущение длительности времени; осознание времени; восприятие длительности; представления о времени; ритмичность и временное согласование [3].

Изучение научной, философской, педагогической литературы позволило определить проблему и согласовать цель исследования — разработка и обоснование методов развития восприятия последовательности явлений у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.

Для проведения формирующего эксперимента к участию привлечены дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 42» города Воронежа. Участвовали дети подготовительной логопедической и старшей групп детского сада. Сравнительный анализ проводился с участием этих же детей, но с применением усложненных методик.

Разработанная схема развития восприятия последовательности явлений у дошкольников представлена в виде таблицы и выглядит следующим образом: методы и формы; используемые материалы; дидактические средства; игровые средства.

С учетом зон развивающей предметно-пространственной среды реализовывались длительные временные пространства. Например, в зоне

«Живая природа», при посадке семян цветов, петрушки, укропа и др. дети вместе с воспитателями обозначали время посадки, отмечали в календаре время всходов, обсуждали от чего зависит быстрота всходов растений, далее наблюдали за ростом и также фиксировали время. Если растение находится не на солнце, то время всходов замедляется, и наоборот.

Таблица 1

Развитие восприятия последовательности явлений у дошкольников

Методы и формы

Используемые материалы

Дидактические средства

Игровые средства

По характеру учебно-познавательной деятельности (Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные)

Часы, секундомер, песочные часы, теневой театр для демонстрации смены времен суток, макеты часов, видео «Мудрые сказки тетешки Совы», «Анино солнышко» и др., календарь, цифры и буквы. Музыкальные трещотки, бубен, мини — пианино.

«Зверопутаница», «Зоопутаница», пазлы Робинс «Время и календарь», пособие Т. А. Ткаченко «Специальные символы», дидактическая игра «Части суток», логико-математические игры «Что, если…?», «Как долго…?» и др.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада (задействованы все зоны). Куклы, машинки, бумага, кубики, домики, одежда для кукол, постель для игрушечных кроваток, игровая железная дорога, сортеры для соревнований.

Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала)

Линейка, геометрические фигуры, сюжетные картинки, картинки последовательности времени года и др.

Дидактическое пособие «Что сначала, что потом?», «Начни с конца», «Варим кашу» и др.

Пирамидки, Лэпбук, игрушки: насекомые, животные. Игры «Сказка наоборот», «Дополни сказку» и др.

Первоначальная диагностика представлений о восприятии последовательности явлений показала, что затруднения по большей части возникают у дошкольников логопедической группы. Музыкальный ритм и восприятие музыкального такта давалось наиболее легко всем испытуемым. Возможно, это связано с эмоциональной привлекательностью музыкальных занятий.

Обсуждение результатов исследования. Как можно было предположить, абстрактные образы, связанные со временем, оказались наиболее сложными для изучения. Чаще всего, время или явление описывалось через конкретный предмет (часы, время суток) или повторяющуюся ситуацию (время ужина, сна, прогулки). Редко присутствовали все модусы времени: настоящее, прошлое и будущее. Будущее ассоциировалось с предстоящими событиями (Новый год, выпускной из детского сада, в каком месяце идут учиться в школу и др.).

Возможность управлять собственным временем не всегда присутствовала. Дети осознают, что не замечают времени, когда играют, т. е. в данном случае их время за игрой контролируют взрослые. Но большинство знают и могут показать на часах, в котором часу родители приведут их в детский сад и заберут домой.

Особенные сложности возникали с генерированием восприятия последовательности явлений. Дети соотносили время и явления с конкретными образами: «Луна бывает ночью», «Снег выпадает зимой». Объяснение факта, что луна бывает всегда, просто днем ее не видно, приводит детей в замешательство. С другой стороны, приметы времен года, частей суток почти все дети называют верно. Есть такие дети, которые знают, отчего листья меняют цвет и почему подсолнух поворачивает «голову» в зависимости от движения Земли вокруг Солнца.

У некоторых детей отмечается нарушение ориентировки в настоящем времени (число, день недели, год) при сохранной ориентации в прошлом, например, знании даты своего рождения, дня рождения значимого взрослого.

Таким образом, для дошкольников подготовительной логопедической группы и старших дошкольников характерна недооценка временных интервалов. Характер образных представлений о восприятии последовательности явлений имеет положительную динамику.

На диаграмме наглядно показаны различия между первой ступеней исследования, первичной диагностикой и спустя почти год работы над поставленной проблемой.

Развитие восприятия последовательности явлений у дошкольников (5-ти бальная система оценки)

Рис.1. Развитие восприятия последовательности явлений у дошкольников (5-ти бальная система оценки)

Данные подтверждают эффективность выбранных методов развития восприятия последовательности явлений у дошкольников.

Литература:

  1. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой;. — М.: Смысл, 2001.- с 563.
  2. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности: тексты; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. — М.: Издательство Московского университета, 1982. — с.20–27.
  3. Ньокиктьен, Ч. Детская поведенческая неврология: в 2 т. / Ч. Ньокиктьен; под ред. Н. Н. Заваденко//. — Москва: Теревинф, 2009— 2010. — Т. 1. — 2009. — 288с
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 720 c.

Ключевые слова

развитие, методы, дошкольники, восприятие, последовательность явлений
Задать вопрос