План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.12.2020

Статья просмотрена: 844 раза

Библиографическое описание:

Тараканова, Е. В. План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе / Е. В. Тараканова, О. А. Серова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5860/ (дата обращения: 23.04.2024).



Методика Фребеля эффективна в работе дефектологов. Использование данной методики способствует развитию, коррекции физических и интеллектуальных умений детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный комплекс соответствует ФГОС ДО и программе «Доступная среда».

Игровой набор Фребеля учит ребенка сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу, весу и тем действиям, которые можно с ними производить. Обучает составлению фигур из фрагментов, конструированию, счету, развивает творческие способности.

Данное пособие универсально в плане применения его во всех пяти образовательных областях, т. к. обучающиеся с которыми мы работаем — это дети с умственной отсталостью и дети-инвалиды, соответственно каждый комплект «дар», адаптируем под их возможности, учитывая зону актуального и ближайшего развития.

План-конспект

Цель занятия: развитие познавательного интереса у детей через использование игровых развивающих технологий

Задачи:

Образовательные:

– продолжать знакомить детей с игровым набором «Дары Фрёбеля», учить узнавать и называть цвет, форму, величину предметов;

– формировать навыки общения через взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

Коррекционные:

– развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую моторику, координацию движений;

– закрепить навыки исследования предметов с помощью органов осязания;

Воспитательные:

– способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, воспитывать бережное отношение к пособиям.

Образовательные области: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Планируемые результаты: проявляют интерес к участию в совместных дидактических, подвижных играх, участвуют в моделировании и конструировании готовых форм.

Используемый материал: игрушки «Маша и Медведь», игровой набор «Дары Фрёбеля», (№ 1, 2, 7, 8, 9, 10, J-1), картинки-образцы, «Чудесный мешочек», аудиозапись из мультфильма «Маша и Медведь».

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

  1. Организационный момент

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в мультфильм, а какой угадайте сами!

Звуковая загадка (звучит песенка из мультфильма «Маша и медведь»)

Молодцы правильно угадали! А вот и домик медведя. Пойдемте, посмотрим, что там происходит. Маша почему-то грустная. Она хотела сюрприз для Мишки сделать — прибраться в его доме, но у неё ничего не получилось. Давайте поможем Маше.

  1. Основная часть
  1. Игра «Сортировка конфет»

Цель — закрепление умения сортировать предметы по цвету.

Дети подходят к столу, на котором лежат на подносе конфеты. Педагог предлагает детям помочь Маше разложить маленькие кружочки «конфетки» по блюдцам (красные, синие, желтые, зеленые на блюдца соответствующего цвета) (рисунок 1.).

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель — различение геометрических форм на ощупь.

Дети вместе с педагогом находят мешочек под столом. Маша предлагает угадать, что лежит в мешочке. Тактильно обследуя мешочек (по очереди), дети называют геометрические фигуры, лежащие в нём. Взрослый достаёт названную фигуру, кладёт на поднос. Дети складывают фигуры обратно в мешочек. Взрослый называет фигуру, ребёнок достаёт её из мешочка, накладывает на фигуру большего размера (рисунок 2.)

H:\фото фребель\7cLP06N6HYU.jpg

Рис. 1

H:\фото фребель\Yj_mYrb-d5Q.jpg

Рис. 2

  1. Игра «Посуда»

Цель — обучение навыкам наложения по двум признакам (цвет, форма).

Педагог обращает внимание детей на посуду в шкафу. На некоторых ее элементах отсутствует рисунок — это Маша так старалась мыла посуду, что смыла рисунок. Дети помогают Маше с помощью геометрических фигур восстановить рисунок на посуде (по фотографии), (рисунок 3.)

  1. Физкультминутка

Игра «Лужи»

Цель — развитие равновесия и координации движений.

Ребята, Маша предлагает вам погулять с мячиками! Какое сейчас время года? На улице часто идет …(дождь)? На дорогах появляются…(лужи)? Дети становятся друг за другом у каждого шерстяной мяч, на полу кольца — «лужи». Педагог предлагает пройти «ручейком», опуская мяч в каждую «лужу» — кольцо (рисунок 4.)

H:\фото фребель\Cu6B4ZbkAbc.jpg

Рис. 3

H:\фото фребель\RfLAaa3rMdk.jpg

Рис. 4

  1. Игра «Картины для Мишки»

Цель — закрепление навыка наложения палочек на карточки-образцы.

Маша хотела нарисовать картину Мишке. Но не нашла красок, что же делать. Педагог предлагают сделать необычные картинки из палочек. Дети выбирают себе картинку, садятся за столы и накладывают палочки на схему (рисунок 5.).

  1. Игра «Подарок для Маши»

Цель — обучение чередованию по форме (рисунок 6.).

Дети садятся на ковер. Педагог предлагает для Маши сделать подарок — собрать бусы.

H:\фото фребель\_CZ8v1wovPQ.jpg

Рис. 5

H:\фото фребель\5yWBjcNLUnk.jpg

Рис. 6

  1. Итог занятия

Домой возвращается Медведь, дети вместе вспоминают, что они делали. Мишка благодарит за помощь. Угощает. Возвращение в детский сад.

Литература:

  1. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
  2. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Физическое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
  3. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Речевое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
  4. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
  5. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
  6. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: Метод. Рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ДТ «Светоч», 2014. — 20 с.
Задать вопрос