Современные подходы к организации оздоровления детей в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 08.12.2020

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Петрина, З. Н. Современные подходы к организации оздоровления детей в детском саду / З. Н. Петрина, С. В. Гришина, О. В. Борискина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5847/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена практико-деятельностному подходу к организации оздоровления детей в детском саду. Демонстрируется модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий. Экспериментально подтверждено, что все этапы реализации модели взаимосвязаны. Эффективность модели доказана.

Ключевые слова: оздоровление, дети, детский сад, современные подходы, модель.

Введение. В современном мире, в век цифровизации, когда высочайшие темпы развития общества предъявляет не менее высокие требования к человеку и его здоровью, очень важно проведение оздоровительной педагогики в детском саду. Раннее формирование культуры здоровья обеспечит значимость и ценность здорового образа жизни.

Реализация приоритетных национальных проектов в области образования, указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» предполагает совершенствование процесса физического воспитания детей на основе сочетания спортивных традиций, современного здоровьесберегающего опыта, деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка, включающего психическое, психологическое, соматическое и нравственное здоровье. В связи с осмыслением проблем состояния здоровья дошкольников, а так как здоровье подрастающего поколения отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования, актуальность задач профилактики, сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена тем, что дошкольное детство — это подготовка к школьному обучению. Согласно принципу ведущей деятельности, в данном случае, игры, образовательные процессы обеспечивают реализацию здоровьесберегающих технологий только тогда, когда имеют деятельностные формы и соответствующее содержание. То есть, когда между воспитательно-образовательным процессом, физическим, личностным и психическим развитием ребенка стоит его деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в соматическом состоянии здоровья и психологических особенностях его личности.

Степень разработанности проблемы. В отечественной дошкольной педагогике накоплен практический опыт формирования здоровьесберегающего воспитательно-образовательного пространства. На первый план выступает взаимодействие субъектов по созданию здоровьесберегающих условий с целью формирования здорового образа жизни дошкольников.

Л. Н. Волошина считает, что при создании здоровьесберегающего образовательного пространства необходимо обращать внимание на механизмы самоорганизации, волевую регуляцию, мотивацию [2].

И. Ю. Кокаева считает необходимым создание совокупных условий в региональном образовательном пространстве для сохранения и укрепления здоровья детей.

Е. М. Беспаленко, Д. И. Гасанова обосновывают систему психотехнических упражнений, игровых упражнений, игровых тренировок, которые содействуют психологическому и физическому развитию, совершенствуют двигательную активность, развивают когнитивные процессы и эмоционально-волевую сферу детей [1].

Изучение этой и другой литературы позволило разработать модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий. Модель соединяет в себе все компоненты оздоровительной деятельности в детском саду. Ее реализация уже показала результаты эффективности, успешность применения современных образовательных технологий.

Модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Рис. 1. Модель оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Оздоровительная деятельность в детском саду состоит из комплекса взаимосвязанных компонентов, относящихся к развивающей предметно-пространственной среде. Средовое обеспечение не ограничивается групповой комнатой. В детском саду имеется достаточно хорошее обеспечение для проведения эргопедагогики, релаксации, активизации.

Заботясь о соматическом здоровье, правильно организовывается питание, прогулки, соблюдение режимных моментов. Сохранению соматического здоровья способствуют занятия физической культурой, утренняя гимнастика, минутки активности, танцевальная ритмика, интерактивный пол и др.

Зона предметно-пространственной среды «Уголок здоровья» содержит дидактические игры, игрушки, массажные коврики, игрушки «Антистресс», массажные мячи и др. Занятия с педагогом-психологом включает психотехнические игры и упражнения, психологические упражнения, психологические игры для создания комфортного эмоционального пребывания в детском саду.

Лекотека предназначена для предоставления ребенку возможности побыть наедине с собой, поиграть в любимые игрушки, участвовать в играх с песком и др. Логопед решает проблему коррекции не только звукопроизношения, постановки речи, но и работает над снятием психологических комплексов, стрессов, тревожности.

Важным и особенным является кружок «Добродел». Цель создания кружка — формирование нравственного здоровья. Это образовательная деятельность, направленная на создание системы мотивационных ценностей, установок, норм поведения ребенка в социуме. Педагоги акцентируют внимание на нравственном здоровье ребенка, как как оно является стержнем нашего образа жизни. Нарушения нравственного здоровья могут стать причиной психологического неблагополучия в детстве и во взрослом возрасте.

Семья — непосредственный участник оздоровительной деятельности. Для привлечения семьи проводятся совместные праздники, направленные не только на физическое развитие, но и на эмоционально-волевое. Эмоции — ключ ко всем видам здоровья. От негативных эмоций необходимо избавляться, иначе они станут миной замедленного действия, заложенной под фундамент здоровья ребенка. В этой связи тесный контакт с родителями по проведению здоровьесберегающих мероприятий оказывает положительный эффект.

Реализуя образовательные программы, педагоги учитывают резервы здоровья детей, т. е. максимальное количество физиологических, психологических, психических возможностей органов и систем органов. Мониторинг реализации модели оценивается по следующим признакам здоровья детей: устойчивая иммунная система (ребенок не более в течение полугода); рост и развитие организма; отсутствие неврологических заболеваний; морально-волевые и ценностно-мотивационные установки. Мониторинг осуществляет заместитель заведующего ДОО и старший воспитатель. Для сравнения взяты годы 2018–2020. Бальная оценка от 0 до 3.

Диаграмма анализа оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Рис. 2. Диаграмма анализа оздоровительной деятельности с использованием инновационных технологий в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21»

Таким образом, наилучшие результаты по соматическому здоровью. Возможно, равномерность повышения связана со взрослением детей, изменением физического здоровья. Психологическое здоровье снизилось в 2020 году. Возможно, причина во временном прекращении работы детского сада, тревожной ситуации в семьях из-за пандемии covid-19.

Полученные результаты говорят об эффективности модели, она будет усовершенствоваться, видоизменяться, то цель ее реализации — качество оздоровительной деятельности в ДОО.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психотехнические игры как средство физического воспитания младших школьников. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе». — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — 498 с.
  2. Волошина,Л. Н. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольных учреждений: методология, теория, практика: дис. … док. пед. наук / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2006. — 434 с.
Задать вопрос