Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Юнда, Л. А. Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. А. Юнда, И. А. Халанская, М. В. Прохоренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5832/ (дата обращения: 27.01.2021).



В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими детей с ТНР, представленный в виде модели.

Ключевые слова: дошкольники, тяжелые нарушения речи (ТНР), родители, педагоги, модель.

Введение. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями речевого развития, которое требует более эффективных средств и методов корригирующих методов и подходов. Происходящие перемены в современном образовании, а также социокультурные преобразования, влекут за собой возрастание требований к образовательным организациям в вопросах обучения и воспитания и к родителям, приоритетной задачей которых становится воспитание ребенка, его развитие в условиях цифровой трансформации образования и формирование личности с целевыми ориентирами.

Анализируя научную и методическую литературу по проблеме, мы обнаружили лишь небольшое количество исследований, посвященных работе с родителями, имеющих детей с ТНР.

Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур считают, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Авторы описывают опыт проведения специальных тренингов для родителей, которые очень эффективны при подаче информации о речевой патологии [3].

Н. Л. Карпова, Е. Н. Кузнецова, Ю. Б. Поприк указывают на то, что с ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных учреждениях, но и дома, поскольку родители влияют на формирование и развитие личности ребенка, на усвоение им языковых правил и речевого поведения. Чем младше ребенок, тем активнее и участливее в судьбе собственного ребенка должны быть родители [2, с.68].

Е. Ф. Архипова выделяет речь, как одну из сложных высших психических функций человека. Тяжелые нарушения речи, по мнению автора, развиваются в связи с органическим поражением мозга. Такие дети нуждаются в специальных образовательных и реабилитационных программах. Но без комплексного плана коррекции, куда включаются родители, успехов добиться будет трудно [1].

О. Г. Хабарова считает важным организацию и проведение всеобуча для родителей, как формы взаимодействия с родительской общественностью. По мнению автора, такая форма работы позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия [4].

Слабая изученность проблемы в вопросах работы педагогов ДОО с родителями, имеющими детей с ТНР стала основанием для проведения образовательной деятельности в этом направлении.

Цель исследования — определение форм и методов работы педагогов с родителями, чьи дети имеют тяжелые нарушения речи.

Для реализации цели нами разработана модель взаимодействия педагогов ДОО с родителями, имеющими детей с ТНР. Центральное место в модели занимает ребенок с ТНР и его семья. Для построения плана работы вначале проводится диагностика, коррекция и логопедическая реабилитация.

После этого проводится нейродинамическая ритмопластика, занятия с логопедом, педагогом-психологом и воспитателями.

Модель взаимодействия педагогов ДОО с родителями, имеющими детей с ТНР в МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области Модель взаимодействия педагогов ДОО с родителями, имеющими детей с ТНР в МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области

Рис. 1. Модель взаимодействия педагогов ДОО с родителями, имеющими детей с ТНР в МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области

Исследование семьи проводится социальным педагогом по месту жительства, если семья относится к группе социального риска. если семья социально благополучная, то проводится педагогическое и психолого-педагогическое исследование. Выявляются запросы семьи в педагогической и логопедической помощи. После этого разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком и семьей.

Наиболее актуальным для нас оказалась форма работы «Родительский всеобуч». Все этапы взаимодействия с семьей взаимосвязаны, закономерны, имеют логическую завершенность.

По каждому выявленному дефициту или проблеме у родителей, педагогами ДОО могут быть запланированы отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями ребенка и требованиями плана коррекции, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например: описание проблемы; возможности ребенка; ресурсы семьи; компенсационные возможности; ограничения в семье; возможные пути преодоления педагогом трудностей в работе с семьей; действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

В процессе всех этапов реализации модели необходимо соблюдение этических норм педагогом, проводящим занятие с родителями. Все мероприятия должны способствовать личностно-ориентированному общению и установлению доверительной, теплой атмосферы во время событийных мероприятий. Для достижения такого уровня коммуникаций с родительской группой необходимо придерживаться следующих правил: иметь представление о составе группы (на основании психологического обследования каждого участника группы); быть объективным; учитывать социальный опыт, признавать их самоценность; быть профессионально компетентным (теоретические знания и практические умения в области жизнедеятельности семьи и развития личности ребенка; владение методами психологического обследования и психологической диагностики взрослых и детей, обладание практическими умениями и навыками в области групповой работы, игротерапии и т. п.); владеть саморефлексией деятельности и своевременно учитывать ее результаты в работе; планировать конечный результат в виде сотрудничества, партнерских отношений, направленность на результат.

Таким образом, по прошествии года было отмечено, что родители стали более внимательно относится к проблеме коррекции ТНР у их детей. Выстраивание процесса взаимодействия с родителями происходит на фоне демонстрации, усиления и закрепления положительных психических состояний, обусловливающих эффективность речевого и личностного развития ребенка. Отмечено, чем благоприятнее психологический климат в семье, где детям создают ситуации «успеха», там процесс исправления происходит гораздо эффективнее и короче по времени. Поддержка детей с ТНР своими родителями способствует повышению у них чувства уверенности в себе, своих силах и ведет к правильному речевому поведению у родителей и успехов у детей.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016. — № 4. — С.58–63.
  2. Карпова, Н. Л., Кузнецова, Е. Н., Поприк, Ю. Б. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей. Комплексные исследования детства, 2019, т. 1, № 1, с. 65–72.
  3. Сидорова, Т. С. Современные формы взаимодействия с родителями как средство повышения качества консультативной и практической помощи в группе компенсирующей направленности для детей 5–7 лет с ТНР / Т. С. Сидорова, Т. Г. Кантур. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1 (11). — С. 19–21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1914/ (дата обращения: 02.12.2020).
  4. Хабарова, О. Г. Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения / О. Г. Хабарова. — Текст// Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 3–6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/172/ (дата обращения: 23.11.2020).

Ключевые слова

модель, педагоги, родители, дошкольники, тяжелые нарушения речи (ТНР)
Задать вопрос