Конспект родительского собрания в старшей группе для детей с нарушениями речи на тему «Книга в семейном воспитании» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 29.11.2020

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Полякова, Н. М. Конспект родительского собрания в старшей группе для детей с нарушениями речи на тему «Книга в семейном воспитании» / Н. М. Полякова, М. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5785/ (дата обращения: 23.04.2024).



Форма проведения : дискуссия

Аудитория : родители старшей группы с нарушениями речи

Задачи :

  1. Актуализировать представление родителей о роли книги в воспитании детей с нарушениями речи.
  2. Создать условия для обмена семейным опытом.
  3. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений.
  4. Расширять знания родителей о подборе литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Логика проведения родительского собрания — дискуссии:

Вступительное слово

Воспитатель: Уважаемые родителисимволом нашей с вами встречи — книга. Сегодня нам предстоит выяснить главный вопрос: «Роль книги в семейном воспитании».

Первые книги читают родители, воспитатели, родные — в общем, взрослые. И от того, как именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги. И взгляды на воспитательную роль книги разные: одни считают, что книга — средство развлечения, другие, что книга — средство развития и воспитания. А как вы считаете, что такое книга? Итак, книга — это… (родители высказывают своё мнение)

Воспитатель: Книга сейчас нередко заменяется компьютером, общением в мессенджерах, телевизором. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию.

I часть. Разминка «Цветик-семицветик»

Воспитатель : Чтоб нам сегодня было легче общаться друг с другом, я предлагаю вам разминку «Цветик — семицветик»

— Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. Отрываете лепесток и называете героя сказки.

  1. Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич)
  2. Какая девочка появилась на свет из цветка? (Дюймовочка)
  3. Кто является самым «интересным мужчиной в рассвете сил» с пропеллером за спиной? (Карлсон)
  4. У какой девочки голубые волосы? (Мальвина)
  5. Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка)
  6. Какой сказочный герой любит кататься на печи? (Емеля)
  7. Как зовут девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)

II часть. Дискуссия

Воспитатель: У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…», «почитай».

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно.

Мозговой штурм

  1. «Имеют ли право взрослые лишать ребенка всего того, что создано технической мыслью нашего века?»
  2. «Какова же роль книги в семейном воспитании?»
  3. Почему важно именно семейное чтение?» (высказывания, обсуждение родителями)

Воспитатель: Аксиомой является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе.

— Давайте обоснуем свою точку зрения, как заинтересовать и вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя. (обсуждение родителями)

Воспитатель: Прочитав книги с ребенком, можно проиграть в сюжеты прочитанного — в театрализованных играх, в настольно-печатных, в ролевых играх. Отразить впечатления в продуктивных видах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например: можно устроить «Школу гнома», «Школа Простоквашино»; помощь Красной шапочки в лесу. Играть могут все члены семьи.

Игра «Умельцы». Ребенку прочитали сказку, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей, или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль по знакомым сказкам с участием домашних или друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

«Доскажи сказку»

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок» и др.; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

Выставка книжной литературы

Воспитатель: А сейчас предлагаю вашему вниманию выставку детской художественной литературы.

Воспитатель обращает внимание родителей на содержание книжной выставки. Рассказывает о том, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы), формулирует основные требования — как необходимо обращаться с книгой детям и как этому нужно учить, о возможности создания детской библиотеки в домашних условиях.

Раздаются памятки для родителей «Детская литература для детей 5–6 лет»

III часть. Мнемотехника — искусство запоминания

Воспитатель: Удетей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Необходимо, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим.

Родители делятся семейным опытом «Учим стихи дома»

Воспитатель: При разучивании стихотворений вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. И одним из таких приемов является мнемотехника.

Мнемотехника(от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Пример использования мнемотехники — это разучивание стихов, когда каждой строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его видеть.

Презентация «Учим стихи по мнематаблицам»

Показ презентации, рассказ воспитателя и вовлечение родителей в процесс разучивания стихов.

Предлагаются буклеты «Учим стихи по мнемотаблице»

IV часть. Показ драматизации сказки В. Сутеева «Под грибом».

Вниманию родителей представляется драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» (дети старшей группы с ТНР)

Заключительное слово воспитателя.

В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности. В возрасте до шести лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Самое главное — помнить, что ребенок сам по себе не получает всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И не один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда Вы вместе читаете книгу.

Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в дискуссии и предлагает совместный поход в библиотеку.

Литература:

  1. Берестов В. Д. Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам: Советы руководителям детского чтения и родителям. // Дошкольное образование. — 2006. — № 16. — С. 7–20
  2. Гербова В. В., Ильчук Н. П. и др. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматияю 5–7 лет. — М., 2005.
  3. Гончарова Н., Смирнова И. «Положи твое сердце у чтения». // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4.- С. 41–50.
  4. Детская литература. Под ред. Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1999–399с.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. -2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1994.-240 с.
  6. Хрестоматия для дошкольников 5–7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. Н. П. Ильчук и др.-1-е издание. — М.: АСТ, 1997. — 656с.
  7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/ Т. Б. Полянская — Изд-во: Детство-Пресс, 2010–64c.
  8. Интернет-ресурс https://xn-j1ahfl.xnp1ai/library/posobie_mnemotehnika_dlya_doshkolnikov_085654.html
Задать вопрос