Конспект родительского собрания в старшей группе для детей с нарушениями речи на тему «Книга в семейном воспитании»
Авторы: Полякова Наталья Михайловна, Лапина Маргарита Александровна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 29.11.2020
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Полякова, Н. М. Конспект родительского собрания в старшей группе для детей с нарушениями речи на тему «Книга в семейном воспитании» / Н. М. Полякова, М. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5785/ (дата обращения: 22.12.2024).
Форма проведения : дискуссия
Аудитория : родители старшей группы с нарушениями речи
Задачи :
- Актуализировать представление родителей о роли книги в воспитании детей с нарушениями речи.
- Создать условия для обмена семейным опытом.
- Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений.
- Расширять знания родителей о подборе литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Логика проведения родительского собрания — дискуссии:
Вступительное слово
Воспитатель: Уважаемые родителисимволом нашей с вами встречи — книга. Сегодня нам предстоит выяснить главный вопрос: «Роль книги в семейном воспитании».
Первые книги читают родители, воспитатели, родные — в общем, взрослые. И от того, как именно представят малышам чтение папа с мамой и другие значимые люди, зависит дальнейший диалог маленького читателя и книги. И взгляды на воспитательную роль книги разные: одни считают, что книга — средство развлечения, другие, что книга — средство развития и воспитания. А как вы считаете, что такое книга? Итак, книга — это… (родители высказывают своё мнение)
Воспитатель: Книга сейчас нередко заменяется компьютером, общением в мессенджерах, телевизором. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию.
I часть. Разминка «Цветик-семицветик»
Воспитатель : Чтоб нам сегодня было легче общаться друг с другом, я предлагаю вам разминку «Цветик — семицветик»
— Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. Отрываете лепесток и называете героя сказки.
- Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич)
- Какая девочка появилась на свет из цветка? (Дюймовочка)
- Кто является самым «интересным мужчиной в рассвете сил» с пропеллером за спиной? (Карлсон)
- У какой девочки голубые волосы? (Мальвина)
- Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка)
- Какой сказочный герой любит кататься на печи? (Емеля)
- Как зовут девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда)
II часть. Дискуссия
Воспитатель: У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…», «почитай».
Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно.
Мозговой штурм
- «Имеют ли право взрослые лишать ребенка всего того, что создано технической мыслью нашего века?»
- «Какова же роль книги в семейном воспитании?»
- Почему важно именно семейное чтение?» (высказывания, обсуждение родителями)
Воспитатель: Аксиомой является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе.
— Давайте обоснуем свою точку зрения, как заинтересовать и вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя. (обсуждение родителями)
Воспитатель: Прочитав книги с ребенком, можно проиграть в сюжеты прочитанного — в театрализованных играх, в настольно-печатных, в ролевых играх. Отразить впечатления в продуктивных видах детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например: можно устроить «Школу гнома», «Школа Простоквашино»; помощь Красной шапочки в лесу. Играть могут все члены семьи.
Игра «Умельцы». Ребенку прочитали сказку, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей, или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги.
Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль по знакомым сказкам с участием домашних или друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
«Доскажи сказку»
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок» и др.; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Выставка книжной литературы
Воспитатель: А сейчас предлагаю вашему вниманию выставку детской художественной литературы.
Воспитатель обращает внимание родителей на содержание книжной выставки. Рассказывает о том, что детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы), формулирует основные требования — как необходимо обращаться с книгой детям и как этому нужно учить, о возможности создания детской библиотеки в домашних условиях.
Раздаются памятки для родителей «Детская литература для детей 5–6 лет»
III часть. Мнемотехника — искусство запоминания
Воспитатель: Удетей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Необходимо, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим.
Родители делятся семейным опытом «Учим стихи дома»
Воспитатель: При разучивании стихотворений вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. И одним из таких приемов является мнемотехника.
Мнемотехника(от греч. mnemonikon — искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Пример использования мнемотехники — это разучивание стихов, когда каждой строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его видеть.
Презентация «Учим стихи по мнематаблицам»
Показ презентации, рассказ воспитателя и вовлечение родителей в процесс разучивания стихов.
Предлагаются буклеты «Учим стихи по мнемотаблице»
IV часть. Показ драматизации сказки В. Сутеева «Под грибом».
Вниманию родителей представляется драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом» (дети старшей группы с ТНР)
Заключительное слово воспитателя.
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Известно, что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности. В возрасте до шести лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Самое главное — помнить, что ребенок сам по себе не получает всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И не один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда Вы вместе читаете книгу.
Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в дискуссии и предлагает совместный поход в библиотеку.
Литература:
- Берестов В. Д. Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам: Советы руководителям детского чтения и родителям. // Дошкольное образование. — 2006. — № 16. — С. 7–20
- Гербова В. В., Ильчук Н. П. и др. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматияю 5–7 лет. — М., 2005.
- Гончарова Н., Смирнова И. «Положи твое сердце у чтения». // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4.- С. 41–50.
- Детская литература. Под ред. Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1999–399с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. -2-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 1994.-240 с.
- Хрестоматия для дошкольников 5–7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. Н. П. Ильчук и др.-1-е издание. — М.: АСТ, 1997. — 656с.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/ Т. Б. Полянская — Изд-во: Детство-Пресс, 2010–64c.
- Интернет-ресурс https://xn-j1ahfl.xnp1ai/library/posobie_mnemotehnika_dlya_doshkolnikov_085654.html