Так ли полезны современные гаджеты? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 25.11.2020

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Е. А. Так ли полезны современные гаджеты? / Е. А. Малышева, И. Н. Рудьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5762/ (дата обращения: 25.04.2024).



Стремительное развитие общества влияет не только на взрослых, но и на детей. Часто ребёнок может услышать такую фразу «В наше время дети были другие» от старшего поколения, которое редко учитывает факторы окружающей действительности, создавшие потребность в новой методике воспитания. Сама педагогика, как наука, не стоит на месте, а развивается вместе с человеком, находя новые методы и подходы к современному воспитаннику для более качественного формирования личности. Следовательно, цель воспитания ребёнка, чему и как его нужно воспитывать, также меняется.

Во-первых, некоторые современные игрушки не только перестали быть средством детской игры, но и препятствуют ее развитию. Популярные сегодня игрушки, умеющие говорить, считать, петь песни, указывающие ребенку, что и как ему делать разрушают у детей само умение играть. Они блокируют активность ребенка, навязывают ему свою волю. Ведь с ними не нужно заниматься и проводить какие-либо движения — ребенку достаточно наблюдать, что они делают. В результате детская игра превращается в простое манипулирование. А главные способности, которые формирует игра — воображение, свобода действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность, творческая активность, изобретательность — совершенно не развиваются. Кроме этого, часто можно увидеть, как ребёнок по несколько часов играет в игры на телефоне или на компьютере, яркая картинка и сюжет привлекают его внимание.

Причём родители сами становятся инициаторами такого времяпровождения, потому что большую часть своего времени они отдают работе ради материального благополучия своей семьи, забывая о всестороннем развитии своего ребёнка, перекладывая эту задачу на детские сады и школы. Технологические игрушки и гаджеты очень удобны родителям: занимаясь с ними ребенок молчит, возникает иллюзия, что он занят и в безопасности. На самом деле это не так — у многих современных детей возникают серьезные нарушения в развитии речи, так как слабо работает мелкая моторика, а сама речь неразрывна связана с мышлением. Не секрет, что такому ребёнку будет трудно социализировать себя в обществе, а соответственно и всесторонне развиваться.

Важно помнить, что ребёнок не может гармонично существовать вне семейной системы. Для него просто необходима благоприятная обстановка в семье, в которой мама и папа проводят с ним свободное время, общаются, развивают. Семья — первый этап социализации ребёнка.

Из этого следует, что одной из целей воспитания современного ребёнка дошкольного возраста является формирование навыка игры не в виртуальном мире, а в реальном. Сюда относятся сюжетно-ролевые игры, спортивные и уличные. Также развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Почему это важно? Дело в том, что именно во время сюжетной игры, когда дети сами создают воображаемую ситуацию, действуют по ролям, у них формируются главные фундаментальные человеческие способности. Прежде всего это интеллект, воображение, способность создавать свои образы и взаимодействовать с ними, развивается произвольность, способность к общению. В игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не состоится полноценная личность.

Во-вторых, цель воспитания ребёнка старшего возраста, а именно начальной, основной и средней ступени образования, состоит в создании условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, раскрытия ее творческих способностей. Эта цель является традиционной для России и во многом опирается на гуманистический аспект, который в свою очередь ориентирован на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Кроме этого школа ставит и другие цели, а именно: выработку у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны. Следовательно, выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть хорошо обученным и воспитанным, инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым к самообразованию на протяжении всей жизни.

В-третьих, обращаясь к исследованиям такого выдающегося отечественного педагога, как Ушинский, можно добавить, что он целью воспитания считал — воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

Таким образом, конечно, невозможно выявить единую цель воспитания, которая подходила бы для абсолютно каждого ребёнка на всех этапах его развития. Но абсолютно все существующее на сегодняшний день воспитательные цели ориентированы на формирование культурной личности, проявляющей инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способной выбирать себе род занятий, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, иметь положительное отношение к себе, к труду и к миру.

Литература:

  1. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Под ред. Е. О. Смирновой. — Москва: Ломоносовъ, 2009. — 224
  2. Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Нисская А. К. Образовательные программы для родителей: история и современные тенденции // Педагогика. — 2015. — № 7. — С. 95–101.
  3. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. — 2005.- № 2. — С. 76–86.
  4. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006. — 272
Задать вопрос