Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соломатина, Н. Н. Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / Н. Н. Соломатина, М. В. Рогозянская, М. Е. Андриенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5747/ (дата обращения: 22.01.2021).



Статья посвящена раннему выявлению и психолого-педагогическому консультированию, методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено направлениям, содержанию и технологиям ранней помощи детям и их родителям. Показана система ранней помощи родителям и детям.

Ключевые слова: дошкольники; родители; ограниченные возможности здоровья; ранняя помощь.

Актуальность обсуждаемой проблемы обоснована тем, что одним из приоритетов практики дошкольного образования является система ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время система ранней психолого-педагогической, консультационной, методической и диагностической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), формируется как самостоятельное направление в образовательном пространстве детского сада. Образовательная политика государства, предусматривающая концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию ранней помощи семьям, опирается на социальные институты ранней помощи, включающие центры ранней помощи, лекотеки, консультационные центры, группы дополнительного образования и кратковременного пребывания и др.

Ю. А. Разенкова и С. С. Славин определили сущностные характеристики системы ранней помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, которые реализуются через следующие принципы: «…семейно-ориентированной помощи; взаимодействия ведомств, организаций и групп специалистов; комплексного подхода в оказании помощи семье ребенка с ОВЗ; профилактической, предупредительной работе на каждом этапе ее осуществления» [2, с. 18–24].

О. Г. Приходько, О. В. Югова предполагают сокращение численности детей с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной корригирующей поддержки обучаться в общеобразовательных организациях зависит от развития службы ранней помощи [1, с.6].

Исследователи в области инклюзивного образования О. С. Аршатская, Е. Р. Баенская, О. Е. Громова, О. С. Никольская, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина, Н. Д. Шматко и др. рассматривали проблемы в области методического обеспечения ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития и их семьям.

Психолого-педагогическому консультированию родителей, имеющих детей с ОВЗ посвящены работы С. П. Дувановой, О. С. Никольской, О. Г. Приходько, М. Ю. Савченко, Т. Л. Худяковой и др. Авторы считают, что важнейшим ресурсом становления и развития системы ранней помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Функционирование системы ранней помощи на рассматривается как важный компонент образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Однако, по мнению О. Г. Приходько, семья играет ведущую роль и несет ответственность за процесс и результаты корригирующей работы с ребенком. Так как родители, заключая оговор на получение образования в детском саду, а затем в школе, то они являются основными заказчиками и получателями образовательных и социальных услуг, они также являются равноправными партнерами специалистов в реализации намеченных планов и оценке результативности [1, с.10–11]

В связи с этим проблема разработки теоретических оснований и внедрение в практику системы ранней комплексной помощи родителям, имеющих детей с ОВЗ приобретает особую актуальность. Обозначенная проблема определила выбор темы исследования.

Цель исследования — разработка модели ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Объект исследования — теория и практика ранней помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Предмет исследования — системный процесс ранней помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Теоретические и практические направления исследования основываются на системном подходе (О. Л. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В. И. Бельтюков, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. Е. Дмитриева К. В. Судаков, Е. А. Ямбург, и др.).

Методы исследования исследуемые

В исследовании приняли участие дети с ОВЗ МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области и родители детей с ОВЗ.

В качестве метода исследования использовалась разработанная модель ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Эффективность ее реализации оценивалась исходя из результатов анкетирования родителей.

Содержание психолого-педагогической помощи: коучи; психолого-педагогическое сопровождение; супервизии; психологические часы; часы здоровья; психологические тренинги; семейные праздники и др.

Консультативная помощь: беседы; активное слушание; наблюдение, эмпатическое слушание.

Методическая помощь: рекомендации; предоставление видео материала; обеспечение наглядным материалом.

Диагностическая помощь (по личному запросу): проективные методы с анализом; опрос; с использованием спектр карт; психофизиологические методики.

Схема модели ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Рис. 1. Схема модели ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Результаты реализации модели и их обсуждение

Модель ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, представляет собой поэтапное сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов и их родителей. Такая модель позволяет охватить ранней специальной помощью детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказывать комплексную помощь родителям в вопросах воспитания и обучения; расширить возможности социальной и психологической адаптации детей с ОВЗ и детей — инвалидов.

Одним из условий ранней психолого-педагогической, консультационной, методической, диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является использование разноуровневый диагностический и констатирующий инструментарий, позволяющий в процессе комплексной помощи выявить актуальный уровень и потенциальные возможности родителей по обеспечению образовательных потребностей детей.

Вывод. Реализация модели дает возможность прогнозировать дифференцированный психолого-педагогический подход к коррекционно-развивающей работе не только с детьми, посещающими детский сад, но и с их родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей направлена на достижение целей максимальной компенсации нарушений у детей.

Литература:

  1. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г.Приходько, О. В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — Москва: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. — С.145.
  2. Разенкова Ю. А., Славин С.С Модели ранней помощи в региональном образовательном пространстве. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. — Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. — Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. — 250 с.
Задать вопрос