Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сахипгараева, Н. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / Н. В. Сахипгараева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5745/ (дата обращения: 23.01.2021).



В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности; обозначаются формы и методы работы.

Патриотизм — это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание — это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала всю многогранность, которая включает в себя понятие «чувство патриотизма»: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение связи с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

В своей работе в системе патриотического воспитания я выделяла несколько направлений работы:

  1. экологическое,
  2. историки -краеведческое,
  3. культурное.

Мой принцип — через малое к большому — следует сохранять при работе в каждом из направлений работы.

Все мы — дети природы, и с малых лет человек должен познавать природу своего родного края и непременно научиться любить, оберегать, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Природа родного края — могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам начинается очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку, ползущего с тяжёлой ношей, крохотного паучка в густой траве, журчание ручейка на любимом водоёме, их привлекают сезонные изменения в природе на территории родного края, яркость красок, многообразие звуков и запахов.

Через семейные экскурсии, прогулки по экологической тропе, детскому парку (совместно с родителями), реализацию проектов «Путешествие хлебного зернышка», «История одного листка», проведение акций «Утилизируй батарейку — спаси ежа», «Покормим птиц», чтение произведений Е. Бианки, М. Пришвина, создание книги «Откуда хлеб пришёл», изготовление альбомов «Природа нашего края», «Невидимки леса», «Лекарственные растения нашего края», гербариев местных растений, проведение конкурсов для родителей: поделки из фруктов и овощей, из природного материала, кормушка для птиц, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой город — значит, и любить природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность — это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Наша задача — неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к явлениям, особенностям, свойственным только нашему селу, изменениям, многообразию, а также познакомить с народной мудростью, передающейся из поколения поколению — приметами, основанных на наблюдениях наших далёких предков.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе своей Родины.

Сейчас, в процессе внедрения ФГОС, мы особое внимание уделяем правильной, соответствующей возрастным особенностям детей, организации предметно-образовательной среды в группе. Для наглядного восприятия детьми информации о геральдике, символах города и страны мы совместно с родителями оформили «Патриотический уголок». «Центр патриотического воспитания» располагается в зоне, так называемой, умеренной активности. Уголок оформлен символикой России и города Москва, элементами архитектурных построек Красной площади, оснащен дидактическими, настольно-печатными играми, папками-передвижками, фотоальбомами, книгами, журналами, буклетами на патриотическую тему, плакатами, картами. Но «Центр патриотического воспитания» может трансформироваться в другие центры и проникать во все сферах детской деятельности.

В своей работе я старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своей Родине — а это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички.

Мной был разработан и реализован познавательно — творческий проект «Наш любимый город Москва». В ходе предварительного этапа был отработан и систематизирован материал по теме, и на его основе была составлена серия конспектов интегрированной образовательной деятельности, подобран иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки, дидактические игры. Для родителей были подготовлены рекомендации для семейных экскурсий, посещений с детьми памятных мест и достопримечательностей города: «Москва — детям (театры, музеи, выставки)», «Наш Юго-Западный округ»

Первым этапом работы над проектом стало творческое задание для детей и родителей — сочинение на темы: «Моя улица», «Мой дом», «Моя комната». Непосредственное знакомство с городом началось с экскурсии в библиотеку. По пути в нее дети узнали о прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. В библиотеке воспитанники посетили выставку книг о Москве, посмотрели презентацию об истории возникновения и развития города.

Воспитывать любовь к родному городу как основу патриотизма и чувств гражданственности — значит, прежде всего связывать воспитательную работу с ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Родители провели экскурсию по улице, на которой они живут: рассмотреть здания, показать, как связана их улица, на которой они живут с той, на которой находится детский сад, провести фотосъемку понравившихся мест. Продолжением работы стало знакомство с символикой города: гербом и легендой об изображенном на нем Георгии Победоносце — хранителе Москвы. В ходе этого этапа дети самостоятельно формировали выставку книг, дополнили ее гербом, сделанным своими руками из ткани и кожи. Результат творческой работы дошкольников вдохновил родителей на создание семейного герба (чем семья дорожит и гордится).

В ходе НОД «Москва — город древний» дети познакомились с историей строительства Кремля, его преображением и формированием в разные периоды жизни. Побывав с родителями на Красной площади в день города, дети с восторгом рассказывали о событиях, происходящих там в этот знаменательный день, делали рисунки, передавая свои впечатления об архитектуре Кремля, церквей и храмов, лобного места, памятника Минину и Пожарскому, салюте. Спасскую башню Кремля дети изобразили в ходе НОД по изобразительной деятельности (аппликация).

Такие темы, как: «Наш город в прошлом и настоящем», «Улицы города», «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Главный документ страны. Конституция Российской Федерации», «Какие у вас права», «Мой город глазами поэтов и художников» дали детям возможность еще больше узнать об их родном городе.

Поскольку в процессе игры дошкольники лучше воспринимают и легче усваивают даже сложный материал, следующим этапом стало проведение с детьми дидактических игр о Москве с использованием иллюстраций, разрезных картинок: «Собери картинку», «Все ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Назови, что изображено», «Куда повезем? Что покажем?", «Узнай по фрагменту», «Кто подберет больше слов», «Чего не было в старину», «Что носили в старину», «Продолжи предложение», «Снаряди русского воина в поход», «Скажи иначе», «Узнай и назови памятник, театр», «Найди герб Москвы (округа, района)», «Разложи по порядку», «Что покажем, куда поведем», «Угадай, что это?», «Картинки-загадки».

Дидактические игры и упражнения помогли не только закрепить полученные знания, но и научили дошкольников общаться друг с другом, выступать в роли ведущего, развивают логическое мышление.

Но мы не забыли и о нашем районе, поскольку наша Москва открывается нам из окна нашего детского сада или дома, в котором живут дети. И здесь уже началось знакомство с достопримечательностями ближнего окружения: памятник адмиралу Ф. Ушакову. Дети познакомились с биографией этого человека, с формой моряков и самого адмирала, с флагманским кораблем Ушакова «Святой Павел». Родители вместе с детьми подготовили макеты памятника Ф. Ф. Ушакова, детского сада, Петровского дворика. Заключительным этапом было создание стенгазет «Мы жители Москвы, мы — жители Южного Бутова», «Я шагаю по Москве». Среди семей детей был организован конкурс по конструированию «Мой город будущего». Из различных строительных материалов дети с родителями соорудили улицы и здания нового поколения.

В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, как проблема патриотического воспитания, направила мою деятельность на возможность создать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Для организации образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ создана необходимая предметно-развивающая среда, которая включает: иллюстрированный материал, подборка фольклорного материала, создание мини — музея «Кукла в народном костюме», фото экспозиции предметов русского быта, подборка дидактических игр, атрибуты и оборудование для творческих постановок и праздников, макеты русской избы, русской деревни.

Педагогическая деятельность планировалась в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

Важная особенность русской культуры — ее духовность. Этим пронизаны сюжеты народных сказок, текстов песен, правила игр.

Дала детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращала их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Еще больше осмысления содержания сказок и пословиц принесла организация мини- театр народного творчества, где дети инсценировали русские народные сказки, проигрывали сценки по смысловому содержанию пословиц и поговорок. «Коза — дереза», «Лиса и рак», «Лиса- лапотница», «Лиса и кувшин», «Волк и козлята», «Тише едешь — дальше будешь», «Мал золотник да дорог», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Старый друг лучше новых двух», «Без труда — не вытащишь рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь»

Приобщая детей и к культуре своего народа, я с детьми и их родителями посетила музей русской избы нашего комплекса. Тут же возникла идея создать макет русской деревни. В этом большую помощь оказали родители. Дети имели возможность использовать данный макет в своих играх, обыгрывать с его помощью вновь услышанные фольклорные произведения.

Неотъемлемой частью моей работы стало знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, обобщая эстетические идеалы традиции и обычаи народа . Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними — это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек, а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

Народная традиция учит видеть творчество даже в технически примитивных работах. Мне хотелось донести до моих воспитанников, что в традиционных русских семьях не было обучающих занятий, не связанных с реальными потребностями. Что все поделки и рисунки, сделанные малышами, использовались по назначению и со смыслом в быте. Так и мы, игрушки, сделанные из глины своими руками, использовали в разнообразных играх и настольных играх драматизациях. Это стимулировало творчество, помогало осмыслить поручения внешне неинтересные, как основу будущего ежедневного труда.

Знакомство с русскими народными играми было попутным шагом в работе данного направления.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. «Жмурки», «Жмурки с колокольчиком», «Салки» «гори — гори — ясно», «Гуси», «У медведя во бору», «Кошки — мышки», «Пол, нос, потолок». Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Мной была разработана картотека народных игр; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Ну и, конечно, народные праздники. Организовывались праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. Регулярно проводились народные праздники: «Осень золотая», «Масленица», «Зимние святки», праздник, посвященный основателям русской грамотности Кириллу и Мефодию, «Посиделки», «Ай- ай, месяц май» активными участниками которых являются и взрослые, и дети. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствовали содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Детям доставляли огромную радость не только сами праздники. Но и подготовка к ним. И тут попутно без всякого напряжения решаются и педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, историей обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Кроме того, на «посиделках» и других праздниках в разных формах и всевозможными способами осуществляется своего рода социализация детей, им сообщались этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни.

Главным показателем успешности праздника являлась эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяла естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению — радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности.

Задать вопрос