Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.11.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Пиденко, Е. Е. Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы» / Е. Е. Пиденко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5744/ (дата обращения: 18.01.2021).



Дайте детству состояться, дайте детству наиграться: учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

В. С. Мухина

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Современная жизнь требует от будущего ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире.

В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивого познавательного отношения к миру.

От мастерства педагогов дошкольного образования, методов обучения зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому.

Этому достойно может послужить проведение интеллектуальных игр. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, эти игры развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества.

Интеллектуальная игра это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей ребёнка, его ума. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Представленная форма работы с использованием авторской разработкой интеллектуальная конкурсная игра «Умники и умницы» является средством развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и может быть полезна педагогам-психологам и воспитателям дошкольных учреждений.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» — это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста, создание образовательного пространства для выявления талантливых и одаренных детей.

Конкурс проводится сцелью пробуждения интереса детей к собственным интеллектуальным возможностям, а также желания попробовать свои силы в соревновании с другими детьми, развивая их интерес и подкрепляя познавательную мотивацию.

Достижение цели осуществляется через следующие задачи:

− создать благоприятные условия для реализации возможностей развития познавательных способностей дошкольников.

− способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, внимания у детей.

− сформировать мотивацию к образовательной деятельности и умение работать в команде; развивать коммуникативные компетенции детей дошкольного возраста.

− поддержать интерес к интеллектуальной деятельности, желание участвовать в интеллектуальных конкурсах, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку и взаимопомощь.

В представленной работе затрагивается актуальный вопрос, ведь организация работы детской деятельности в команде имеет поразительный воспитательный потенциал — взаимодействие детей, которое требует того, чтобы участники учились совместно планировать командную работу, а также осуществлять регуляцию и достигали поставленной цели.

Игра предусматривает организацию работы с детьми подготовительной к школе группы в три этапа:

1 этап: интеллектуальные сражения внутри группы детей.

2 этап: интеллектуальные сражения между группами.

3 этап: интеллектуальные сражения между командами детей, приглашенных из других детских садов.

Конкурсные заданная состоят из шести туров. На каждый этап подбираются разные задания при условии соблюдения цели тура. На каждый тур (кроме первого) отведено определенное количество времени.

Любая интеллектуальная игра, как и любая другая, начинается с приветствия и представления команд. Дружное представление команд, одежда в едином стиле, как правило, способствуют сплочению детского коллектива

1 тур — «Разминка» в форме блиц-опроса.

Цель — развитие логического мышления, внимания, памяти, смекалки.

Детям предлагаются загадки на сообразительность.

Варианты загадок: у какого дерева нет листьев? ( у хвойного) ; что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Черное море? ( он намокнет) и т. п.

Данное упражнение позволяет участникам настроиться на умственную работу, раскрепоститься.

2 тур — «Четвертый лишний».

Цель — развитие умения делать выводы, выделять и фиксировать общий признак трех и более объектов; умение работать в команде.

Участники команд должны найти лишний предмет и вычеркнуть. По окончании выполнения задания, капитаны несут ответы жюри.

Как правило, данное задание не вызывает затруднений у детей старшего возраста.

3 тур — «Дорисовывание фигур».

Цель — развитие оригинальности решения задач, воображения, творческого мышления, умения принимать решение).

Участникам команд предложено изображение геометрических фигур, которые никак не связаны между собой. Задача — объединить фигуры в сюжет, дорисовать детали и придумать название рисунку. По окончании выполнения задания, капитаны несут ответы жюри.

4 тур — «Найди и зачеркни».

Цель — развитие памяти, перераспределения внимания, умения работать в команде.

Участникам предложена картина, необходимо найти и зачеркнуть определенные предметы. По окончании выполнения задания, капитаны несут ответы жюри.

5 тур — «Задачки».

Цель — развитие вербально-логического мышления, памяти, умения работать в команде.

Каждой команде зачитываются по две задачки математического характера. Участники совещаются, и капитан называет ответ.

6 тур — «Шифр».

Цель — развитие логическое мышления, памяти, внимания, умения работать в команде.

Детям предлагается таблица и карточки с символами. Под каждым символом закодирована буква в таблице. Нужно расшифровать все символы в карточке, изобразив соответствующие буквы. Умение читать не требуется. По окончании выполнения задания, капитаны несут ответы жюри.

Победителем считается та команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Игра — командная, но у жюри есть право выбрать самого лучшего «умника» и «умницу» и чаще всего это бывают не капитаны. Ведь капитан — человек, обладающий чувством коллективизма, стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения. Как показывает опыт проведения данной игры, капитанами назначают более сильного игрока, поэтому в ходе игры такой псевдокапитан команду к победе не приводит.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», несомненно, способствует развитию у детей логического мышления, внимания, воображения, речи, проявлению настойчивости, смекалки. Одной из задач игры — доставить детям радость от игр интеллектуальной направленности, а также — воспитывать умение работать в коллективе — к победе могут прийти лишь те, кто сумеет объединиться и распределить обязанности по выполнению заданий.

Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас — контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.

C:\Users\Admin\Desktop\Отправка\Приложение\Фото 2.jpg

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991.
  2. Серебрякова Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми https://www.dissercat.com/content/formirovanie-poznavatelnoi-aktivnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-obshchenii-so.
  3. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе/ авт.сост Ю. В. Останкова. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Сыпченко М. В. Опыт работы: «Формирование основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» https://infourok.ru/opit-raboti-formirovanie-osnov-logicheskogo-mishleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1358572.html
  5. Урунтаева Г. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание, 2, 2016.
Задать вопрос