Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Астахова, И. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка / И. В. Астахова, Ю. П. Бочарова, Л. П. Кавешникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5732/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии условий образовательной среды на формирование личности ребенка.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда; дошкольники; образовательная организация.

Введение . Актуальность исследования в том, что в настоящее время, в период цифровизации образования, развивающая предметно пространственная среда дошкольной образовательной организации является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений об окружающем мире, культура здоровья, коммуникативная культура, социально-психологическая адаптация. Поэтому созданная в образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие ребенка, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Понятие развивающая предметно-пространственная определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Проблемой развивающей образовательной среды и ее влияния на развитие личности ребенка занимались А. М. Вербенец, Н. А. Виноградова, Л. С. Выготский, А. Г. Гогоберидзе, Л. М. Кларина, Н. А. Короткова, И.Н., Н. Б. Крылова, Мухина, Н. В. Нищева, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, М. Н. Полякова и др.

По мнению А. З. Асанова, А. В. Вербенец, Ю. Н. Кулюткина и С. В. Тарасова и других исследователей в области дошкольной педагогики, образовательная среда является частью социокультурной среды, совокупностью исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, специально организованных условий развития личности.

Авторы О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич считают, что для создания развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты, подбор материала, оборудования и инвентаря, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития [].

Этапы создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа

Цель — состоят в обосновании педагогических условий создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Объект исследования — развивающая предметно-пространственная среда.

Предмет исследования — условия создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Задачи, способствующие достижению цели:

1) Комплексная оценка организации развивающей образовательной среды.

2) Средовое проектирование, предполагающее целеполагание возможностей предметно-пространственной среды.

3) Создание принадлежности предметно-пространственной среды.

4) Моделирование развивающей предметно-пространственной среды.

5) Средовое продуцирование, т. е. создание психолого-педагогических условий развивающей предметно-пространственной среды.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 162» города Воронежа.

В результате креативной деятельности педагогов были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство групповых помещений. Пространство групп разделили на четыре зоны: активную, релаксационную; развивающую и рабочую. В соответствии с каждым видом детской деятельности с учетом инициативности и самостоятельности детей, были оборудованы различные центры детской активности. Например, в зоне релаксации размещены книжный уголок, логические игры, сортеры, настольная игра Icoy Toys «Приключения шарика», наборы Монтессори и др.

В активной зоне все оборудовано для двигательной активности детей: спортивный уголок, беговелы и машинки-каталки; шары-прыгуны и др.

Игровая зона представляет собой часть лекотеки, где с детьми может заниматься педагог-психолог. В группе также предусмотрено место для организации уголков по интересам детей.

Развивающая зона представляет собой комплекс игр и игрушек для развития когнитивных процессов у детей, корригирующие игры и игрушки, оборудование для инклюзивного образования детей.

Одним из главных условий в создании зон — оснащение групп современной многофункциональной мебелью, которая приспосабливается к игровым потребностям детей в данный момент. В рамках цифровой трансформации образования в детском саду имеется оборудование для сетевого общения с другой группой или другим детским садом.

На фото частично представлены зоны, среди которых зона отдыха на детской площадке.

Зоны детского сада и группы Зоны детского сада и группы

Рис. 1. Зоны детского сада и группы

Разработанные педагогами игровые модули — это своего рода трансформеры, с помощью которых можно организовать сюжетно-ролевые игры, заниматься театрализованной деятельностью. При наполнении развивающей предметно-пространственной среды используются как традиционные игрушки, так и инновационные игры и приспособления для игр.

Результаты и их обсуждения

Целенаправленно организованная в группе и дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда отражает предметный мир ребенка и представляет собой психолого-педагогическую систему, функционирование которой учитывает половозрастные особенности ее воспитательно-образовательного воздействия отношений.

Регулярное изменение зон, перемещение оборудования необходимо для создания новизны в групповой комнате и в детском саду, так как воздействует на эмоционально-волевую сферу ребенка.

При анализе воздействия на детей созданной предметно-пространственной среды, отмечено, что доминирующая роль принадлежит игрушкам и игровым принадлежностям, как важнейшей единицы развивающей предметной среды. Игрушки для детей и то пространство, где они располагаются в группе представляют собой модель объектов реальной действительности и являются неотъемлемым атрибутом игровой деятельности дошкольников.

Литература:

  1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. — М.: Федеральный институт развития образования, 2014. — 96 с.
Задать вопрос