Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аксененко, С. В. Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении / С. В. Аксененко, О. И. Русанова, Л. В. Рязанцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5708/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена идее создания творческих мастерских в детском саду в рамках реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Анализируется опыт работы студий и творческих мастерских в дошкольной организации с привлечением дошкольников разных возрастов. Доказано, что детские студии и творческие мастерские решают проблему личностно-ориентированного подхода в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: студия, творческая мастерская, дошкольники, воспитатели.

Введение. В современной педагогической науке проблема воспитания творческой личности является одной из самых важных. Вопросам творческого развития детей в разных видах деятельности обращались многие ученые. Авторы А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Короткова, Л. В. Лидак, Н. С. Махина, И. А. Мухина, В. А. Радченко, Е. О. Смирнова и др. уделяли внимание игровой деятельности как фактору развития креативности и самостоятельности. Н. А. Ветлугина, Жиренко О. Е., Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, и др. видели творческое развитие детей через художественную деятельность. Ученые О. В. Акулова, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Н. Б. Крылова, С. А. Шмаков Л. С. Фурмина и др. считали театральные мастерские в наибольшей степени развивают творческие способности детей.

Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, а творческие студии и творческие мастерские — это формы образовательной деятельности, позволяющие детям проявить свою инициативу, так как предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творчестве.

Деятельность в творческих студиях и в творческих мастерских направлена на сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его способностей и возможностей, на развитие креативной личности, и отчасти, на осуществление ранней профессиональной ориентации.

Основными задачами организации кружковой или студийной работы в детском саду являются: создание условий для творческого потенциала детей, начиная с раннего возраста; удовлетворение запросов родителей (законных представителей) в творческом развитии детей; повышение квалификации педагогов и формирование новых профессиональных компетенций в области художественно-эстетического, культурно-просветительного, творческого и экологического воспитания дошкольников.

Для реализации идеи создания творческих мастерских и студий необходимо создание условий образовательной среды для проявления личностных качеств ребенка, развития его потенциала, поиска самого себя через когнитивное развитие и культурные ценности, формирование гражданской идентичности ребенка.

Изучение материала по теме исследования позволило сформулировать цель исследования — создание педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования — организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования — педагогические условия для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении.

Поставлены задачи для достижения цели: создание особой развивающей предметно-пространственной среды с учетом образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для обеспечения работы студии и творческих мастерских; разработать образовательные программы для студии и творческих мастерских с учетом применения инклюзивного образования; учитывать национально-культурные условия; создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья, а также эмоционального благополучия детей.

Для решения поставленных задач разработаны мероприятия, вошедшие в образовательные программы «Изостудия», «Театральная студия», творческая мастерская аппликация, коллаж, лепка пластилином и тестом, квиллинг (плетение из скрученной бумаги). С детьми подготовительной группы педагоги работают в арт — студии.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие воспитанники младших и подготовительной групп МКДОУ Павловский детский сад № 11 Павловского муниципального района Воронежской области. Создание и организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении началась с 2018 года и продолжается до настоящего времени.

В качестве методов исследования являлись творческие задания, которые усложнялись по мере освоения техник или приобретение опыта в художественной или театрализованной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве результатов созданных педагогических условий для организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении являются работы, выполненные детьми и педагогами.

Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских

Рис. 1. Изображения работ, выполненных детьми совместно с воспитателями в творческих мастерских

Образовательная деятельность в творческих мастерских и студиях осуществляется по следующему алгоритму: мотивация, обусловленная потребностью к творческой деятельности; обсуждение объекта для создания; совместное с детьми планирование предстоящей деятельности; распределение трудовых ролей по желанию детей в зависимости от вида деятельности (индивидуальная или групповая); совместная деятельность воспитателя и детей; анализ результатов деятельности.

Алгоритм деятельности в арт-студии и театрализованной студии отличается от творческих мастерских, так как ведущая роль в выборе материала для деятельности принадлежит воспитателю, музыкальному руководителю или художнику.

В том и другом случае детям подготовительной группы предлагается образовательная деятельность, предполагающая достижение собственного целостного продукта каждым ребенком, а дети младших групп выполняют работу совместно с воспитателем. В итоге у детей младшей группы образовывается общий продукт, например, тряпичная кукла. Каждый ребенок готовил для куклы предмет одежды и, если ребенку удалось самостоятельно завязать косынку или фартук, — это большое достижение для детей такого возраста. Результатом работы в творческих мастерских становится не только реальное умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. Однако, воспитателями отслеживаются достижения дошкольников и мониторинг осуществляется посредством метода наблюдения в младших группах и при помощи диагностики специальных способностей у дошкольников подготовительной группы. В младших группах наблюдение проводится по следующим параметрам: усидчивость; внимание; развитие мелкой мускулатуры пальцев; подвижность кисти; мотивация; развитие интереса; уровень познавательной активности.

У дошкольников подготовительной группы диагностика специальных способностей, развиваемых в творческих мастерских и студиях, проводится по следующим параметрам: усидчивость; мотивация; переключаемость и стабильность интересов; развитие когнитивных процессов; коммуникативные способности; тайм-ориентация; самоанализ.

Выводы: исходной идеей организации работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении является позиция творческого преобразования предметно-развивающей и зрелищно-игровой среды, которая приводит к развитию совместного творческого воображения воспитателей и воспитанников. Такая среда является способом установления связи с художественной и эстетической культурой личности и составляет часть целостного процесса воспитания.

Организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении опирается следующие компоненты: коммуникативный, как фактор социализации ребенка; художественно-эстетический; духовно-нравственный (формирует индивидуальное сознание); физический (культура здоровья); игровой; познавательный; трудовой; психологический (ребенок — субъект деятельности).

Таким образом, организация работы студий и творческих мастерских в дошкольном образовательном учреждении необходимое условие для общего развития ребенка.

Литература:

  1. Финк М., Бостельман Антже. Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Серия «Антология дошкольного образования». Национальное образование, 2016–108 с.
Задать вопрос