Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 06.11.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, В. В. Развитие речи у дошкольников посредством музыкальных занятий / В. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5679/ (дата обращения: 23.01.2021).



Дошкольное детство — очень важный период для каждого ребенка. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребенка с окружающим миром, является речь.

В настоящее время развитие речи у дошкольников является актуальной проблемой: многие дети даже в старшем дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в ДОУ должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков.

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и слова, для того чтобы песня звучала красиво. Кроме того, малыши учатся высказывать свое отношение к разным жанрам музыки, выражают свои впечатления от песен и мелодий, учатся давать характеристику звукам: тихо — громко, медленно — быстро, весело — грустно и т. д.

Развитие речи ребенка посредством музыкальных занятий в ДОУ происходит ежедневно, главным образом, при непосредственной образовательной деятельности (НОД).

НОД по направлению «Музыка» включает в себя (рисунок 1) [1]:

Структура НОД по музыке

Рис. 1. Структура НОД по музыке

Каждый структурный момент НОД может способствовать развитию речи (таблица 1).

Таблица 1

Развивающий эффект структурных моментов НОД

Момент НОД

Развивающий эффект

Пение

Дети узнают новые слова, учатся произносить четче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.

Слушание музыки

Обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.

Музыкально-ритмические движения

Дети повторяют за воспитателем задание упражнения или игры, соотнося уже свои собственные слова и движения.

Музицирование

Способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.

Игра, танец

Способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.

Разберем на конкретном примере, как именно в процессе музыкального занятия можно развивать речь ребенка. В качестве примера возьмем занятие музыкального руководителя Фроловой А.А [2]. Тема ее занятия была сформулирована следующим образом: «Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности».

В качестве вспомогательных материалов, для лучшего восприятия учебного материала она использовала наглядное пособие — мультимедийную презентацию, также музыкальный руководитель использовала детские музыкальные инструменты для структурного момента «Музицирование».

Занятие началось с приветствия, что немаловажно, так как малыши таким образом учатся вежливости и налаживанию контакта с окружающими.

Далее последовала разминка и структурный момент «Музыкально-ритмические движения». Данный момент помогает детям активизироваться, улучшить свои двигательные навыки, а также закрепить навыки выполнять движения в соответствии с указаниями музыкального руководителя.

Потом был проведен небольшой игровой момент «Зажги фонарики». Здесь малыши вспомнили и повторили группу слов «Цвета».

После проводился структурный момент «Танец» — «Круговая пляска» для развития двигательной активности и умения танцевать в коллективе.

Далее последовал структурный момент «Музицирование» — упражнение «Ранним утром»: ребята на детских музыкальных инструментах подражали звукам природных явлений.

После снова последовал игровой момент «Музыкальная лесенка», где ребята определяли высоту звуков и как она меняется и высказывали свои мнения по этому поводу, что способствовало развитию мышления и способности выражать свои суждения по поводу услышанного.

Следующим был структурный момент «Слушание», где ребята должны были по звучанию угадать знакомое произведение, данный момент был направлен на тренировку слуховой памяти и способности запоминать названия услышанных ранее произведений.

Далее производилась подготовка речевого аппарата воспитанников к пению посредством распевания, после была исполнена уже выученная ранее песня «Наступила осень» (структурный момент «Пение», посредством которого дети тренировали способность запоминать и воспроизводить тексты песни).

Завершилось занятие двумя структурными моментами «Игра, танец» и «Музыкально-ритмические движения»: сначала была проведена словесно-ритмическая игра, где дети согласовывали произносимые слоги и ритмические такты, после музыкальный руководитель поиграла с ребятами в игру на мышление.

Потом был импровизационный момент с использованием детских музыкальных инструментов — импровизация очень важный аспект в музыкальном воспитании, так как она способствует развитию детского самостоятельного творчества, позволяет ребенку играть не так, как надо, а так, как хочет именно он, проявить свое «Я» в музыке, также позволяет обнаружить задатки музыкального таланта.

Завершилось занятие пляской «Приглашение», которая также способствовала развитию коммуникативных навыков детей, так как для приглашения на танец нужно умение налаживать контакт и договариваться.

Таким образом, на основании разбора примера НОД можно сделать вывод о том, что разные структурные моменты НОД способствуют развитию речи согласно той деятельности, которая в конкретном моменте производится.

Также при реализации непосредственной образовательной деятельности используются логоритмика и фоноритмика — это системы методов и приемов, способствующих развитию речи.

Определим отдельно каждое из понятий.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега [3].

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов).

Таким образом, в направлении «Музыка» есть множество средств и методов для развития речи воспитанников [3].

Литература:

  1. ФГОС ДО. URL: https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html
  2. Занятие Фроловой А. А. URL: https://infourok.ru/plan-konspekt-razvitie-rechi-doshkolnika-cherez-raznie-vidi-muzikalnoy-deyatelnosti-3719888.html
  3. Теория обучения и воспитания, Конспект лекций, Калацкая Н. Н., 2014.
Задать вопрос