Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с овощами и фруктами | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 05.11.2020

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Ткаченко, С. Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с овощами и фруктами / С. Н. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5675/ (дата обращения: 24.01.2021).



Лето — замечательное время, когда дети могут увидеть, как растут овощи и фрукты, принять участие в сборе урожая. Дети старшего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты, и многие дети не могут классифицировать их по месту произрастания. Умение классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей, обогащает и развивает речь детей.

− Обратите внимание детей на то, что овощи могут расти как в земле, так и на земле.

− Можно поговорить с ребенком о цвете, форме овощей, провести игру «Угадай на вкус» : ребенок с закрытыми глазами угадывает фрукт или овощ по вкусовым ощущениям, рассказать о пользе овощей для организма.

− Предложите ребенку поиграть в «Овощной магазин», где ребенок покупатель, а родитель «Продавец». Продавец может продать овощ только, если покупатель составил о нем описательный рассказ.

Дошкольнику об овощах и фруктах

Таким образом вы способствуете формированию грамматического строя речи и словообразования, умению образовать существительные единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т. д., образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

Образование прилагательных от существительных. Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

Игра «Магазин овощей» развивает умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Например: зеленый огурец, красный перец и т. Ребенок учится обозначать признаки предметов

Про что можно сказать:

Сладкий? Гладкий? Круглый

Сладкая? Гладкая? Круглая

Сладкая? Гладкая? Круглая

Согласование числительных с существительными. Например: одна картошка — две картошки, один, помидор — два помидора и т.

Ребенок учится согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.

Например: зеленый огурец — зеленые огурцы — зеленых огурцов

Учится согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Например: . Огурец растет. Огурцы растут и т.д.

− Сложите вместе урожай фруктов и овощей. Дайте ребенку две корзинки и попросите разложить в одну фрукты, в другую — овощи или маленькие в одну корзину, а большие в другую или сладкие и горькие (лук-перец) в разные корзины или растущие под землей корнеплоды в одну, а над землей — в другую.

− Можно поиграть с ребенком в увлекательную игру «Третий лишний». Вы кладете в тарелку несколько овощей и один фрукт, а ребенок находит лишнее и объясняет свой выбор. Тем самым вы развиваете связную речь, детей, умение делать выводы, умозаключения, развиваете самостоятельность мышления.

− Не менее интересной для ребенка может быть игра «Продолжи»

Играть в нее можно всей семьей. Каждый называет по одному овощу или фрукту.

C:\Users\SvetLana\Desktop\готовим салат из овощей.jpg

Привлекайте ребенка к приготовлению блюд из овощей и фруктов, пусть проговаривает, какие овощи еще необходимы, описывает их, используя согласование прилагательных и существительных. В беседе максимальную речевую активность должны проявлять дети, а не взрослые. Для развития речевой активности в беседе с детьми можно использовать следующие вопросы:

— В каком виде мы едим овощи и фрукты? В сыром или вареном?

— У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки?

— У каких едим листья? Луковицы?

— Как называется место, где растут овощи? Фрукты?

Беседа тесно связана с другими видами деятельности детей — рисованием, лепкой, аппликацией:

− Раскрашивают их

− Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,

− Рисуют.

− Вырезают из каталогов.

− Делают оригами из бумаги

− Лепят из пластилина

− Выполняют поделки из природного материала

C:\Users\SvetLana\Desktop\проект овощи\20201009_105219.jpg

Развитию грамматического строя речи способствует подбор таких речевых игр, как:

Игра «Назови верно».

Суп из гороха — гороховый.

Из фасоли —

Сок из моркови —

Из тыквы —

Запеканка из картофеля —

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он — красный и т. д.

Помогают развивать активный словарь речи детей подбор загадок об овощах-фруктах, произведения художественной литературы. Мир овощей и фруктов — это то что окружает ребенка с раннего детства используя «загадки с грядки» мы делаем речь ребенка выразительной, содержательной, грамматически правильной.

Задать вопрос