Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 168 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, В. В. Социализация детей с расстройством аутистического спектра в пространстве дошкольной образовательной организации / В. В. Свиридова, Н. И. Беляева, А. С. Березняк. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5673/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анализируются теоретические основы, воспитания, образования и социализации дошкольников с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации. Описаны методы с детьми с РАС. Анализируется эффективность используемых способов для успешной социализации дошкольников с РАС в условиях детского сада.

Ключевые слова: социализация, дошкольники, расстройство аутистического спектра.

Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечивая полноценное участие в жизни общества, самореализации и профессиональном самоопределении. Для этого необходимо создать для дошкольников с РАС специальную коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения воспитательно-образовательных услуг в пределах специальных образовательных стандартов:

максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом развития и сопровождения; определение содержания, методов, организационных форм воспитания, развития и социализации детей с РАС; разработка индивидуальной траектории развития и социальной адаптации на основе интеграции результатов клинического, нейрофизиологического и психолого-педагогического исследования.

Актуальность исследования в том, что нарушения социального взаимодействия у детей с РАС проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию, контроль за двигательной активностью. Кроме того, у таких детей нарушена эмоциональная реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети с трудом устанавливают взаимосвязь со сверстниками, не способны включаться в сюжетно-ролевые игры из-за неразвитости психического познавательного процесса «воображение».

Степень изученности проблемы : Научно-исследовательской основой деятельности по обеспечению социализации детей с расстройствами аутистического спектра выступили основополагающие концепции: O. K. Агавеляна, Л. С. Выготского, Г. Л. Зайцевой, Е. С. Иванова, И. Б. Карвасарской, А. Н. Коноплевой, Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеева, Т. Л. Лещинского, Е. В. Резниковой, Е. А. Стребелевой, Л. Е. Шевчук, Л. М. Шипицыной, Н. Д. Шматко и др. ученых.

Инновационные педагогические средства социальной адартации и реабилитации детей с РАС разработали В. М. Башина, Е. М. Беспаленко, В. И. Долгова, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, В. А. Радченко, О. С. Советова, Л. Л. Ворошилова и др.

Концепция образовательной деятельности МБДОУ ЦРР — детский сад № 12 г. Россоши Воронежской области заключается в создании единого образовательного пространства на основе использования инновационных образовательных технологий, обеспечивающих формирование картины мира, необходимых умений и навыков, жизненных компетенций, позволяющих выпускнику детского сада адаптироваться к условиям школы.

Образовательная организация обладает уникальными ресурсными возможностями, которые позволяют полно и всесторонне решать задачи образования, воспитания и социализации детей с РАС. Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды. Для этого в детском саду функционируют дополнительные помещения, обеспечивающие осуществление образовательного процесса: «Центр игрового развития ребёнка»; 2 логопедических кабинета; музыкальный зал, «Русская Изба»; физкультурный (тренажёрный) зал и бассейн; кабинет психолого-педагогического сопровождения. Конечной целью деятельности педагогов, педагога-психолога, тьютора является повышение качества жизни детей с РАС, что предполагает: повышение уровня самостоятельности; возможность устанавливать социальные отношения; возможность научиться выражать эмоции; доступ к активному отдыху и досугу через детские утренники, праздники, занимательные квесты и др.

Оценив возможности детского сада и изучив научную литературу, нами была сформулирована цель исследования — выявление объективных и субъективных факторов социализации дошкольников с РАС.

Задачи исследования : изучить особенности социализации детей с РАС; разработать систему критериев социальной адаптации детей с РАС в условиях детского сада; выявить эффективность и действенность разработанных методов социализации дошкольников с РАС в условиях ДО.

Объект исследования : особенности социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Предмет исследования : содержание педагогической и коррекционной работы по социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Гипотеза исследования : построение индивидуальных образовательно-воспитательных маршрутов, интенсивная обучающая программа, основанная на поведенческих технологиях и методах обучения, позволит предотвратить нарушение процесса социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

Методы исследования и исследуемые

Исследование проходило в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка — детский сад № 12» города Россоши, Россошанского муниципального района Воронежской области. Группа кратковременного пребывания № 8 для детей с РАС, количество воспитанников — 5 человек. Исследование продолжается до настоящего времени, в связи с пандемией COVID — 19 была нарушена системная связь, но позднее восстановлена. Данные, представленные в статье, являются промежуточным результатом.

Методы исследования: создание индивидуального профиля социального развития ребенка по результатам наблюдения (модифицированная методика

Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой, Е. Г. Юдиной); коррекционно-развивающие занятия по программе социально-бытовой адаптации и сюжетно-ролевых игр; диагностика адаптивного поведения Вайнленд; интерактивные проекционные системы, использование которых позволяет создать большое количество коммуникативных упражнений, которые можно использовать на любом этапе занятия; развивающее Монтессори пространство, состоящее из оборудования для социальной адаптации. Основная цель использования перечисленного оборудования — воспитание ребенка с РАС и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей и животных, существ.

Результаты исследования и обсуждение результатов

Социализация детей с РАС не может осуществляться без социума, поэтому важным является постепенное включение их в образовательный процесс.

Исследования по уровню адаптированности проходили в несколько этапов и отражены на диаграмме, где четко видно результаты, выраженные в разнице полученных баллов.

Социально-педагогическая адаптация через образовательные события в условиях детского сада

Рис. 1. Социально-педагогическая адаптация через образовательные события в условиях детского сада

Исследование социальной адаптации у детей с РАС (показано среднее значение)

Рис. 2. Исследование социальной адаптации у детей с РАС (показано среднее значение)

Таким образом, применяемые методы дали положительные результаты. Наименьший результат в развитии коммуникативных навыков, а наилучший результат в адаптации к игровой деятельности. Агрессия снизилась, однако, этот результат не является нормой и требует коррекции.

Литература:

  1. Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. М.: Теревинф, 2003.- 70 с.
Задать вопрос