Подвижная игра как форма общения у детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 02.11.2020

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Попова, И. Г. Подвижная игра как форма общения у детей с ОВЗ / И. Г. Попова, М. В. Воронченко, А. Н. Рассказова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5668/ (дата обращения: 24.04.2024).



Рождение ребёнка — одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим своё продолжение, связываем с ним свои надежды и чаяния, свои желания и несбывшиеся мечты.

Трудности психологического и материального порядка, обусловлены с рождением ребенка, обычно с лихвой окупаются счастливыми эмоциями, переживаниями, которые он дарит своей семье. Совсем по-другому обстоит дело, когда рожается ребёнок с ограниченными возможностями в здоровье.

В нашем детском саду функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (со сложным дефектом), одна из которых кратковременного пребывания. Группы дошкольников с ОВЗ неоднородны. Их посещают дети с разными нарушениями развития: речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая детей с расстройством аутичного спектра, задержкой психо-речевого развития и с Синдромом Дауна.

Работая воспитателем группы компенсирующей направленности, приходится наблюдать, что у детей снижен запас и представление об окружающем мире. Дети не знают много явлений окружающего предметного мира, социальной сферы и часто имеют представление лишь о том, что было в их практике. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментальность развития. Наличия в нём своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, виды памяти, страдает эмоциональная сфера. Практика показывает, поведение хаотично и плохо управляемо. Наши дети плохо переключаются с одного вида деятельности на другой, кроме того, отсутствие коррекционной помощи, как показывает практика, приводит к ограниченности, малоподвижности, зоны ближайшего развития этих детей.

Одним из приоритетных направлений в своей работе с детьми, является обучение коллективной игре, так как считаю, что с помощью игры можно снижать гиперактивность, агрессивность, тревожность, избавлять от страхов, давать выход негативным эмоциям. Дети с нарушением интеллекта, поступающие в наше дошкольное учреждение, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, машинкой и т. д. Дети, посещающие нашу группу, долгое время не обнаруживают потребность в игре, их не привлекает возможность играть с игрушкой, налаживать контакты с взрослыми и детьми находящимися рядом. Оставшись один на один с игрушкой, они могут длительно время сидеть без дела, выполнять однообразные действия или просто раскачиваться из стороны в сторону. Стоит большого труда, чтобы включить ребёнка в игру под влиянием взрослого, наши дети не проявляют интереса к ней и к игрушкам и действуют безразлично, малоактивно, подчиняясь требованиям взрослого. Поэтому педагогу приходится прилагать много усилий. Первые коллективные игры строим на простых знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребёнка наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослым. Пусть не сразу, но дети начинают повторять за взрослым всевозможные простые движения. Лучше выполняются движения, сопровождающиеся песенкой или стишком, петь и притопывать гораздо интереснее, если рядом танцуют и другие дети и взрослые. Ведь за ними можно наблюдать и делать также, как и они, а если взяться за руки, то получится настоящий хоровод, в который привлекаем педагогов группы, так как не всегда дети самостоятельно держат друг друга за руки. Игры-танцы должны быть простыми, ритмичными и не сложными для детей.

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201029-WA0001.jpg

Одно из часто используемых мною игр игра «Пузырь», в такой игре приучаемся выполнять коллективные действия в определённых условиях. Во время этой игры у детей формируется умение становиться в круг, делать его то шире то уже, согласовывать свои движения с произносимыми словами, также формируются дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-20201029-WA0004.jpg

Характер игры, её содержание должен быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра — «Поезд», «Самолёт». Эти игры дают возможность отрабатывать с ребёнком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными движениями. Замечаю, что подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребёнка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки.

Следующие игры, дающие положительную динамику в развитии детей с ОВЗ — это игры с мячом, а коллективные игры с мячом, полезны в двойне. Мяч одна из любимых игрушек у наших детей, играть с которым никогда не пропадает интерес. Детям можно просто покидать мяч друг другу, хотя для них это определённая трудность. Очень нравится детям сидя на ковре катать мяч друг другу. В игре с мячом они осваивают полезный навык: умение ловить мяч двумя руками, ровно катить в нужном направлении. Также можно развивать внимание детей с помощью совместной игры «Птички и машинки», при которой делим детей на две группы, которые на время «превратится» в машинки, а другая в птичек. По команде «Машинки!» дети из первой группы бегают по площадке, а птички терпеливо дожидаются в своих «гнёздышках». Потом звучит команда «Птички!», и теперь уже машинки должны отправиться «гараж», а птички могут вдоволь побегать (полетать). Такая игра формирует у детей принимать правила игры. Ведь ни так-то просто для наших детей взять да и перестать бегать по команде. А если очень хочется побегать? Но таковы правила, с ними нужно считаться.

Большинство игр предусматривают использование символов, например «Машинка», «Птичка»… и т. д. Как показывает практика коллективная-подвижная, игра будет более качественна и интересна, когда мы привлекаем в неё большое количество взрослых. В нашей группе такими помощниками являются: учитель-логопед, учитель дефектолог и младший воспитатель.

C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-7a377cf978a6d899fefa577393818306-V.jpg

Используя коллективные игры в своей работе, у детей появилась положительная динамика в развитии, что помогает им успешнее адаптироваться к условиям детского сада, друг к другу. У некоторых детей хоть и слабо, но развиваются коммуникативные навыки, улучшается координация движений, прослеживается интерес к игре, дети чаще улыбаются, идут на контакт с взрослыми и детьми, ведь это так здорово и полезно играть вместе!

Литература:

  1. Боряева Л. Б. Обучение, коррекция, профилактика. Издательство Каро 2010 г.
  2. Боряева Л. Б.; Овчинникова Т. Н. Занятия и упражнения и игры с мячом. Издательство Каро 2015 г.
  3. Холмогорова В. М.; Смирнова Е. О. развитие общения детей со сверстниками. М.: Мозайка Синтез, 2008 г.
Задать вопрос