Проект «Оптические приборы. Бинокль» в рамках реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козина, И. В. Проект «Оптические приборы. Бинокль» в рамках реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности / И. В. Козина, С. В. Севрюгина, О. В. Домбровская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5653/ (дата обращения: 19.01.2021).



Ключевые слова: парциальная программа Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В. «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», оптические приборы, линзы, конструирование, технические навыки.

Реализуя парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в старшей группе компенсирующей направленности, педагоги группы стараются разнообразить проектную деятельность, формируя основы технической грамотности воспитанников с ОВЗ.

Авторы программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» предлагают для изучения с детьми такие темы, как машиностроение, авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение, бытовые приборы, технология производственных продуктов, транспорт и другие.

В конце учебного года было принято совместное решение реализовать краткосрочный проект из тематического блока программы «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы», участниками которого стали воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников с ОВЗ.

Актуальность данного проекта реальна и практична: нашу группу компенсирующей направленности посещают 4 воспитанника с нарушениями зрения. Им рекомендовано постоянное ношение очков. Дети, имеющие норму зрения, заинтересовались строением очков и их функциональностью — как 2 стёклышка могут помочь лучше видеть? Тогда воспитатели предложили детям узнать больше об оптических приборах и сконструировать их, формулируя такую цель проекта-расширение представлений детей об оптических приборах, о том какую пользу они приносят людям.

В ходе проектной деятельности педагогами были поставлены и реализованы следующие задачи:

  1. Посредством исследовательской деятельности познакомить детей с линзами, которые способны увеличивать и уменьшать предметы.
  2. Рассказать об использовании линз в различных оптических приборах: в очках, подзорной трубе, в бинокле, микроскопе, телескопе.
  3. Познакомить детей с биноклем. Закрепить умение выделять и называть части бинокля (увеличительная линза, корпус, объектив, окуляр), их назначение.
  4. Расширить представления детей о том, для чего используется бинокль людьми разных профессий.
  5. Формировать умение создавать бинокль из предложенного материала (конструктора, бумаги и картона, пластиковых бутылок).

На предварительном этапе педагоги создавали условия для положительных эмоциональных реакций от умственных усилий в процессе перехода ребенка от присущего всем детям любопытства к любознательности и дальнейшему её преобразованию в познавательную потребность. Рассматривание птиц, прилетающих на территорию детского сада, из окна группы создало ситуацию неудобства — дети не смогли увидеть и назвать птиц, сидящих на дальних деревьях. В ходе дискуссии по вопросу «Какие птицы прилетели к нам на территорию детского сада?», дети пришли к выводу, что всем необходим такой прибор, который увеличивал бы маленькие предметы. Дети вместе с воспитателями сформулировали проблему: необходимо изучить и сделать такой прибор, который бы позволял рассмотреть любой объект на большом расстоянии.

Основной этап реализации проекта происходил через различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, конструктивно– модельную, изобразительную, игровую, коммуникативную, чтение художественной литературы, двигательную. Работа осуществлялась в непосредственно образовательной, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Важными факторами продуктивной работы наши педагоги считают положительный пример взрослого, его искреннюю заинтересованность в деятельности ребенка, организация стимулирующего пространства и соответствующих игр для освоения различных знаний об окружающем мире. Чтобы заинтересовать детей, в рамках тематической недели «Оптические приборы» были организованы следующие формы работы познавательно-исследовательской деятельность:

– Создание мини-музея «Оптические приборы»

– Интерактивная презентация «История вещей. Бинокли»

– НОД «Что за стёкла в оптических приборах?».

IMG_20200626_135440.jpg

Детей с ОВЗ очень заинтересовала опытно- экспериментальная деятельность:

– «Все увидим, все рассмотрим». Опыты с лупой, увеличительным стеклом.

– «Рассматривание песка, капли воды через различные оптические приборы»

– «Чудесная лупа»

IMG_20201007_164102.jpg IMG_20201007_163935.jpg

Педагоги развивали технические и конструктивные умения наших воспитанников в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности, например:

Конструктивно-модельная деятельность: изготовление книжек-малышек о бинокле; моделирование бинокля; конструирование бинокля из бросового материала (втулки от рулонов, бутылочки из-под йогурта); конструирование бинокля из специального конструктора «Бинокль»

IMG_20200616_100855.jpg IMG_20201007_164341.jpg

Изобразительная детская деятельность: рисование «Бинокль», используя материал по желанию; лепка «Бинокль»; рисование иллюстраций в книжку-малышку

Чтение художественной литературы:чтение рассказа А.А Усачева «Бинокль»; чтение и пересказ сказки Лены Преображенской «Сказка о подаренном бинокле» из цикла «Сказки мудрой Земли»; чтение сказки «Путешествие в Самоделкино» А. А. Харунжева, чтение стихотворений о бинокле

Особый акцент педагоги группы для детей с ТНР делали на совместную коммуникативную деятельность: играли с воспитанниками в речевые игры «Из чего сделано?», «Что для кого?», «Что увижу?»; организовали просмотр и обсуждение мультфильмов «Фиксики. Лупа», «Фиксики. Телескоп»; провели «Вечер загадок» об оптических приборах; организовали драматизацию сказки «У солнышка в гостях» и ОД-творческое рассказывание «Мой помощник-бинокль»

Детям старшего возраста были интересны и полезны настольные игры «Разрезные картинки», «Собери по цифрам», дидактическая игра «Бинокль», игра малой подвижности «Что стряслось у бабы Вали?», подвижные игры с солнечным зайчиком на прогулке (с помощью лупы)

Вовлечение родителей в образовательный процесс происходило через информационно-просветительскую газету «Хочу всё знать!»; конкурс совместно творчества «Удивительный мир оптики»; особый интерес у детей вызвали рассказы историй из личного опыта родителей «Мой помощник-бинокль», где проявили активность папы.

На протяжении всего проекта все этапы работы отражались в индивидуальных инженерных книгах. Дети выбирали материал, из которого будут конструировать, делали зарисовку будущего оптического прибора, проговаривали правила безопасного поведения при работе с тем или иным конструктором, выбирали способы крепления деталей т. д.

Результатом работы над проектом стала сюжетно-ролевая игра «Искатели приключений». Обсуждая итоги работы над проектом, наши воспитанники отметили, что узнали, когда был придуман первый оптический прибор; познакомились с различными видами оптических приборов; расширили знания об оптическом приборе-бинокле, его строении, видах, назначении; научились конструировать бинокли из различного конструктора и бросового материала. Педагоги и родители высказали мнения, что у детей расширились представления о том, для чего используется бинокль людьми разных профессий; воспитанники с ОВЗ стали использовать в речи новые слова (линза, подзорная труба, микроскоп, телескоп, бинокль, охотничий, туристический, театральный, военно-морской, детский, увеличение, уменьшение). Таким образом, наш практический опыт реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в группе компенсирующей направленности доказывает, что в результате системной практической работы всех участников проекта, действия детей с ОВЗ становятся более осознанными и произвольными, сам ребёнок развивается всесторонне — он не только учится усваивать разнообразную информацию, но и оперативно с ней работать.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.

Ключевые слова

конструирование, парциальная программа Волосовец Т. В, Карповой Ю. В, Тимофеевой Т. В. «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», оптические приборы, линзы, технические навыки
Задать вопрос