Место национальной литературы в образовательной среде современного ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степанова, И. В. Место национальной литературы в образовательной среде современного ДОУ / И. В. Степанова, О. Н. Язарова, Н. Г. Волгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5652/ (дата обращения: 18.01.2021).



Авторы рассуждают о всестороннем приобщении дошкольника к разнообразному миру детских произведений, к своеобразному колориту и богатству национальных произведений.

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, образовательная среда, национальный компонент.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Чувашские национальные сказки своими сюжетами и действующими персонажами просты и близки к сказкам других народов, но чувашские сказки сохраняют национальную самобытность

Знакомство с художественной литературой и национальным фольклором должно начинаться с первых лет жизни, на виду должны находиться книги разных народов, чтоб ребёнок мог сам выбрать и пролистать, то, что ему сегодня интересно. Потом, через изобразительное творчество ребенок может передать то, что его «зацепило». Немаловажную роль в этом играет предметно-пространственная среда, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Воспитание любопытного, чуткого читателя — процесс сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их [1].

В детском саду не ставится задача научить ребенка самостоятельно читать, но, если с раннего детства малыш не будет пассивным слушателем, потом, обучившись грамоте, не будет он и пассивным читателем.

Дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Для того что бы ребенок запоминал прочитанное, правильно понял, взрослому необходимо создать разнообразные условия.

Первоначально взрослый старается вызвать у детей эмоциональное отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это проще всего делать на народном фольклорном материале, богатом своей ритмичностью и музыкальностью, частыми повторами, эмоционально окрашен, часто сопровождается движениями. Главная цель — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.

Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу.

Опытные педагоги рекомендуют работать над художественным текстом, используя следующие приемы:

– рассказывание текста детям;

– обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;

– повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;

– пересказ текста детьми по вопросам педагога;

– пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;

– пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;

– беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением и др.

Практический опыт работы говорит о том, что детям проще запомнить народные тексты и стихотворения с опорой на наглядность. Постепенно тексты должны усложняться, необходимость в сопровождении наглядностью не остается (серией картин, объемными предметами, разными видами настольного театра, мультимедийным сопровождением или краткометражным мультфильмом), с учётом возраста детей. Многократный повтор на различном материале позволяет понять, запомнить, а в дальнейшем воспроизвести его, уже без опоры на наглядность.

Наиболее эффективная форма работы по усвоению художественного произведения — это игры драматизации, где ребенок учится связывать слово с действием, образом, брать на себя определенную роль, проговаривать текст за персонаж и иногда за автора, действовать согласно замыслу. Так дошколята овладевают особенностями родного языка: его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица, так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

Желательно, чтоб в шаговой доступности от книжного уголка располагался «Уголок ряженья», «Театрализованный уголок», изо-уголок для того, чтобы дети при желании могли обыграть, или нарисовать понравившееся произведение.

В процессе ознакомления детей с произведениями художественной национальной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст [2]. Мы стараемся использовать реалистичные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Современная книжная графика очень разнообразна, зачастую бывает, очень сложно подобрать книгу с не травмирующим ребенка рисунком. И в уголке ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её, именно так происходит интимное, личностное общение, знакомство ребёнка с литературными произведениями.

Педагоги стараются прививать детям социально-нравственные качества, такие как забота о близких, чуткое отношение к окружающим, а также и желание беречь книгу и заботиться о ней. Вместе с детьми мы часто трудимся в «Книжкиной больничке». Традицией в нашем детском саду стало устраивать с активным участием родителями тематические книжные выставки: «Уголок чтения», «Книжный уголок», альбомы с рисунками «Наши любимые сказочные герои», рукописные книжки-малышки, «Любимая детская книги наших родителей, бабушек» и т. п. По вечерам с живым интересом и большим трепетом всей семьей перебирают дома книги, вспоминают, ищут самую-самую, рассказывают и читают их детям. Некоторые родители настолько увлеклись подобными мероприятиями, сами предлагают и приносят домашние книги, иллюстрации, из семейного архива. Проводя мероприятия, мы соблюдаем основное правило: книга и, выставка остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней.

Кроме этого дошкольное учреждение стремится привить интерес к разнообразной литературе, желание читать и узнавать новые произведения, часто организуются экскурсии в книжный магазин, музеи, библиотеки семейного чтения, где дети могут видеть, что книгу можно не только купить в магазине, но и взять ее на время в библиотеке, рассмотреть иллюстрации. Так в дошкольном возрасте развиваются первые читательские навыки, и посещение информационно-библиотечных центров помогает осознать необходимость и важность книги, литературы, экскурсовод и педагоги, стараются стимулировать желание ребенка самостоятельно взять книгу, просмотреть иллюстрации, вызвать интерес к чтению рекомендованной книги.

Прослушивание художественных произведений на чувашском и русском языках, просмотр театрализованных представлений, краткометражных мультфильмов, самостоятельная драматизация и т. д. постепенно обогащают личный опыт, расширяют кругозор, дети учатся переносить полученные знания в социальное окружение. Тем самым, этот багаж знаний, весьма необходим в будущим, и играет немаловажное значение в умении менять социальные роли. Ведь в течение дня, любой человек выполняет разные роли: сначала ты пешеход, потом пассажир или покупатель, придя, на работу или домой каждый выполняет свою роль.

Так художественная литература и книги незатейливо сопровождают детей на протяжении всех лет их пребывания в детском саду, охватывая как организованные, так и свободные формы деятельности. Считаем, одним из важных моментов научить ребенка любит книгу, работать с книгой, умение воспринимать текст, воспроизводить его — это одно из звеньев необходимых для успешного обучения в школе.

Литература:

  1. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. — 1999. № 12.
  2. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 200, 190с.
  3. Доронова Т. Н., Дошкольникам о художниках детской книги — М., Просвещение, 1991, 125с.

Ключевые слова

образовательная среда, предметно-развивающая среда, национальный компонент
Задать вопрос