Роль сказкотерапии в формировании эмоциональной сферы дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Роль сказкотерапии в формировании эмоциональной сферы дошкольников / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5648/ (дата обращения: 19.01.2021).



Дошкольный возраст является сенситивным для формирования эмоциональной сферы. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии, что, в свою очередь, будет создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. В этом возрасте ребенок активно входит в широкий социальный мир, устанавливает разнообразные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение со взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Сказкотерапия способствует формированию эмоциональной сферы дошкольников, обогащению их чувственного опыта, развитию самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна: «В некотором царстве, в некотором государстве»... или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать»..., и ребенок уже переносится из реального мира в мир своих фантазий. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Сказка дидактична по содержанию, но эмоциональна по форме, отчего эта дидактичность не замечается ребенком и воспринимается на эмоциональном уровне.

Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемом в работе с детьми. Метафора — это нечто большее, чем яркий и полезный образ, приводящий к новому пониманию или видению.

При составлении плана работы по данной технологии, нами учитывались:

– возраст детей (4–5 лет),

– соответствие образовательной программе ДОУ,

– удобство для проведения в совместной образовательной деятельности с детьми в режимных моментах,

– возможность вносить изменения для более эффективного результата.

Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений.

Задачи:

  1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
  2. Изучение социально-эмоциональной сферы ребенка.
  3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
  4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

При использовании сказкотерапии следует опираться на следующие принципы:

– принцип осознанности (осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях; плавное вытекание одного события из другого; понимание места и назначения каждого персонажа сказки),

– принцип множественности (понимание нескольких значений и смыслов одного события),

– принцип реальности (осознание жизненного урока в каждой сказочной ситуации).

Работа со сказкой должна удовлетворять ряд требований:

– запланированный результат психотерапии должен отвечать реальной проблеме ребёнка (тема сказки — проблема в символизированном виде),

– символизация строится на основе реальной проблемной ситуации (в соответствии с ней подбираются герои сказки, устанавливаются отношения между ними, для облегчения идентификации ребёнка с персонажем, герой характеризируется как близкий по возрасту, полу, поведенческим проявлениям ребёнку),

– сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений,

– в рассказе используются слова и языковые средства, близкие по возрасту и особенностям развития ребенка,

– сюжетная линия включает следующие этапы развития конфликтной ситуации: завязку, нарастание конфликта, кульминацию, развязку (в конце герой разрешает конфликт и приобретает для себя новые возможности и способности).

Работа проводится 1 раз в неделю в виде игровых тренингов, во вторую половину дня, продолжительностью 20 минут. В содержание могут входить:

– Ритуал приветствия и прощания

– Озвучивание сказки педагогом

– Решение сказочных задач (дети оказываются в ситуации выбора, в котором важен их жизненный опыт и понятные, результативные способы взаимодействия с миром)

– Психодинамические медитации (связаны с движениями и перевоплощениями, например, дети изображают разных животных)

– Пальчиковые игры (находясь в сказке, дети изображают животных)

– Сказкотерапевтическое рисование

– Групповое рассказывание сказки (дети по очереди рассказывают небольшой кусочек знакомой сказки)

– Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

– Самостоятельное сочинение сказок (для детей 4–5 лет довольно сложно).

Одним из эффективных методов работы со сказкой является придумывание новой сказки самим ребенком по картинкам и с помощью фигурок. Алгоритм ее создания прост. Сначала выбирается герой сказки, близкий по полу и возрасту ребенку, описывается жизнь героя так, чтобы дошкольник нашел сходство со своей ситуацией. Потом герой должен попасть в условия, знакомые ребенку и испытать похожие переживаниями. В заключении герой начинает искать варианты выхода из сложившихся обстоятельств. Опираясь на сюжет сказки, ребенок может найти выход и для себя.

По началу, сочинять сказки для детей трудно, но этому можно научиться. Замена поучений и нотаций сочинением сказок вместе с детьми поможет перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Литература:

  1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000.
  3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011.
  4. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии под радакцией Т. Д. Зинкевич -Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2007.
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/-skazkoterapija-kak-inovacionaja-tehnologija
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/12/03/
Задать вопрос