Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, И. Н. Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации / И. Н. Соколова, Е. А. Башмакова, С. Ю. Буторина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5610/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагогами и детьми. Доказано, функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе выполняет игра, музыкальная и театрализованная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ключевые слова: межличностная аттракция, дошкольники, социальные установки, адаптация, эмоции.

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что, в современном обществе все большее значение придается социально-педагогическим и психологическим процессам, которые происходят в детском коллективе. С введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов все большее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, направленному на развитие общения со сверстниками и взаимодействие ребенка со взрослыми.

Важность социальной ситуации адаптации дошкольников для понимания сущности процесса отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание как вопросам когнитивного развития детей, так и развития личности. Однако представляется весьма актуальным исследовать не только особенности когнитивного и личностного развития ребенка, но и роль межличностной аттракции в развитии дошкольников.

Зная механизмы межличностной аттракции, мы имеем возможности качественно анализировать взаимодействия дошкольников в период адаптации. А учет индивидуальных особенностей детей в контексте социального взаимодействия, системы их межличностных отношений в период адаптации имеет большое значение для прогнозирования и социальных установок их общения друг с другом.

Степень научной разработанности проблемы межличностной аттракции достаточно высока. Огромный теоретический потенциал для изучения аттракции заложен в трудах Т. Ньюкома, Д. Клора, Т. Хьюстона, Г.Келли, Э. Аронсона, 3. Рабина, П. Розенблата и других ученых.

Методологию межличностной аттракции изучали К. Кислер, Д. Голдберг, П. Райт, Р. Латт, Т. Хьюстон, Л. Пеплан и др.

В отечественной педагогике и психологии анализ аттракции в контексте межличностных отношений является работа JL Я. Гозмана.

Упоминания о межличностной аттракции имеются в работах Ю. Е. Алешиной, Г. М. Бреслава Г. М. И. С. Кона, В. А. Лабунской, которые в основном связаны с симпатией, восприятием человека, механизмами формирования первичного впечатления, созданием дружеских отношений.

Особенности межличностной аттракции у дошкольников изучены О. В. Хухлаевой и А. В. Корнеевой.

Основываясь на теоретических предпосылках ученых исследователей в области социальной и межличностной аттракции, нами была сформулирована цель исследования — выявить особенности межличностной аттракции у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации.

Задачи: рассмотреть понятие межличностной аттракции; изучить специфику социальной адаптации у детей дошкольного возраста; эмпирически исследовать межличностную аттракцию у дошкольников в период адаптации.

Предмет исследования — межличностная аттракция как особый вид социальной установки.

Объект исследования — межличностная аттракция в период адаптации.

Методы исследования и испытуемые

Использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; диагностические методы; статистические методы.

В исследовании приняли участие дошкольники МБОУ детский сад общеразвивающего вида № 144 города Воронежа. Исследование проводилось с сентября 2018 по сентябрь 2020 года.

Для проведения экспериментального исследования были проведены следующие методики: социометрическая методика для дошкольников «Лесенка»; проективная методика «Вулкан»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); проективная методика «Мне нравится» и «Мне не нравится».

Исследование проходило: на этапе поступления каждого ребенка в детский сад; по окончании первичной адаптации (после двух месяцев пребывания в детском саду); по истечении шести месяцев пребывания в детском саду.

Функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах в период адаптации выполняет игра, музыкальная и театрализованная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, образовательная деятельность.

В момент поступления ребенка в детский сад, воспитатели используют научное, житейской, включенное наблюдение за детьми и их адаптацией к условиям детского сада.

Изучение межличностной аттракции на начальной стадии в 2018 году, по истечении года пребывания в детском саду и по истечении двух лет прибывания в детском саду отражены в таблице. Обработка результатов проводилась в бальной системе и показан среднеарифметический показатель.

Отмечено, что среди детей, есть дети, посещающие детский сад в течение, но адаптация к условиям детского сада не является завершенной. Проявляется дезадаптация в частых острых респираторных заболеваниях, снижении активности, утомляемости, что говорит об их психосоматическом происхождении.

Таблица 1

Выявление корреляции между уровнем развития личностных качеств и статусным положением ребенка в группе

Личностные качества ребенка

2018

2019

2020

Коэффициент корреляции

1.

Эгоцентризм

4,67

4,34

4,58

<0,456

2.

Тревожность

8,78

7,54

4,27

<0,674

3.

Агрессивность

7,34

6,89

5,06

<0,581

4.

Адаптивность

3,46

4,13

7,45

<0,252

Результаты исследования и их обсуждение

Полученные результаты можно обосновать с двух сторон. С одной стороны, можно предположить, что у детей адаптивных тревожность развивается из-за его высокого социометрического статуса. Объясняется это психологическими новообразованиями в старшем дошкольном возрасте. С другой стороны, дети, которые не занимают высокое статусное положение, т. е. с отсутствием межличностной аттракции, могут общаться с детьми, не прилагая особых усилий для сохранения своего статуса, что сказывается на низком уровне развития тревожности.

Между уровнем развития тревожности у детей и стратегией адаптации выявлена положительная корреляция, что позволяет сделать вывод о том, что чем выше у ребенка уровень тревожности, тем чаще, попадая в ситуацию конфликта, такой ребенок будет реализовывать стратегию адаптации. И наоборот, низкий уровень тревожности у ребенка может стать причиной приспособления в конфликтной ситуации.

Исходя из полученных результатов можно предположить, что стратегии адаптации и конкуренции являются взаимоисключающими, если ребенок привык реализовывать одну из данных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы : агрессивность у дошкольников снижается в зависимости от адаптированности, чем выше уровень межличностной аттракции, тем выше адаптированность и тем ниже уровень агрессии; существует взаимосвязь между уровнем развития тревожности у детей и их статусным положением в группе сверстников; существует взаимосвязь между уровнем тревожности и адаптированностью детей, т. е. тревожные дети — это дети с низкой приспособляемостью и наоборот; дети, имеющие низкий уровень тревожности, в конфликтной ситуации чаще реализовывают стратегии либо конкуренции, либо и сотрудничества.

Выявление корреляции между уровнем развития личностных качеств и статусным положением ребенка в группе

Рис. 1. Выявление корреляции между уровнем развития личностных качеств и статусным положением ребенка в группе

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Факторы формирования нравственной личности. Вестник ВОИПКиПРО № 16, Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.- с. 167–170.
  2. Радченко, В. А. В помощь практикующему психологу: психодиагностика и психокоррекция. Проективный личностный иллюстрированный сюжетный тест (ПЛИСТ) / В. А. Радченко.- Воронеж: «Цифровая полиграфия», 2020.- 88 с.
Задать вопрос