Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Что мы знаем о планетах?» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 17.10.2020

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Воронкова, С. А. Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Что мы знаем о планетах?» / С. А. Воронкова, Т. В. Котенёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5606/ (дата обращения: 27.01.2021).



Программное содержание: Познакомить детей со строением Солнечной системы, с небесными телами. Обогатить их знания сведениями из области астрономии. Расширить представления о многообразии объектов неживой природы. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Воспитывать интерес к астрономии.

Оборудование: ноутбук, таблицы с изображением солнечной системы, настольная лампа, 2 термометра, шторы для затемнения комнаты, фонарик, модели луны в разных фазах.

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение художественной литературы, с/р игры «Космонавты», «Космическое путешествие», рассматривание иллюстраций, слайдов о космосе

Ход ООД:

Воспитатель: — Ребята, вы играете в космические игры, вам они нравятся? Дети: -Да Воспитатель: — А у меня есть новая игра. Хотите в неё поиграть? Дети: — Хотим. Воспитатель: — Но для того, чтобы в неё играть, необходимо знать о расположении планет и ещё многое о других небесных телах. Вы хорошо всё знаете? Дети: — Не очень. Воспитатель: — Давайте тогда о них поговорим? Дети: — Давайте. Воспитатель: -Все планеты с нашей Землёй вращаются вокруг солнца и составляют солнечную систему. Кто знает, сколько их всего? Дети: — Всего их 9. Воспитатель: — Правильно, и у каждой есть своё название. Вспомните, какие планеты вы знаете. Дети: — Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: — Молодцы, вы перечислили все планеты солнечной системы. Пока известно, что Земля — единственная планета в солнечной системе, на которой есть жизнь. Все планеты расположены на разном расстоянии от солнца, и это расстояние влияет на температуру воздуха. А как бы нам это проверить? (Рассуждения детей.)

Воспитатель предлагает взять лампу и на разном расстоянии от неё расположить термометры, а через несколько минут посмотреть какой термометр покажет более высокую температуру. Демонстрирует один термометр и располагает его на расстоянии 10 см. от лампы, другой на 100 см. и оставляет их на 10 мин. А пока наши термометры нагреваются, давайте посмотрим, как располагаются планеты Солнечной системы (рассматривают таблицу). Какая планета расположена дальше всех от солнца? (ответы детей). Какая ближе всех? (ответы детей). Названия каких планет вы запомнили? (ответы детей). А сейчас, чтобы было легче запомнить расположение планет, девочки прочтут нам стихотворение:

Давайте сегодня мы с вами отметим: Планеты у солнца танцуют, как дети Меркурий заводит их хоровод. Чуть дальше Венера в пространстве плывёт. Встречаем мы Землю рядом с луной, И огненный Марс, что кружит за Землёй, За ними Юпитер из всех великан, И дальше Сатурн видится нам. Последние три, едва различимы Малы и холодны, но их отличим мы Уран и Нептун и кроха Плутон. Вот мы и прошли планетарный закон. Воспитатель: -А чтобы было легче запомнить расположение планет, давайте мы поиграем в игру «Собери солнечную систему» (Проводится игра)

Воспитатель: — Ребята отгадайте загадку:

Голубой платок, Золотой клубок По платку катается, Людям улыбается.

Дети: — Солнце. Воспитатель: — А что вы знаете о солнце? Дети: — Оно круглое, яркое, на него нельзя смотреть. Летом сильно греет, а зимой нет.

Воспитатель: — О том, как важно солнце для нас людей, да и для всего живого на Земле, рассказывал когда- то замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Вот, что он говорил (Зачитывает отрывок из рассказа). С тех пор, как Лев Николаевич написал этот рассказ, многое изменилось, а вот солнышко всё так же важно для нашей жизни. А сейчас давайте посмотрим на наши термометры. Как вы думаете, какой термометр показывает более высокую температуру? Дети: — Тот, который ближе к лампе. Воспитатель показывает детям термометры и объясняет: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше тепла и нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагревать термометр. С планетами происходит тоже самое. Меркурий — ближайшая к солнцу планета получает больше всего тепла. Более отдалённые от солнца планеты получают меньше тепла. Поэтому на Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне(показывает на таблице), который находится очень далеко от солнца. Ребята, а сейчас отгадайте такую загадку:

Поле не меряно, Овцы не считаны, Пастух рогат.

Ответы детей (небо, луна, звёзды) Воспитатель: — А почему вы так решили? Дети: — Потому что поле не меряно — это небо, оно такое большое, что его нельзя измерять. Овцы не считаны — это звёзды, их так много, что их нельзя сосчитать. Пастух рогат — это луна, она, как бы пасёт звёзды. Воспитатель: — Молодцы, вы правильно отгадали загадку. А в какое время суток мы видим луну и звёзды на небе? Дети: — Ночью и вечером. Воспитатель: — У всех планет, кроме Меркурия и Венеры есть естественные спутники. У Земли такой спутник — Луна. А что вы знаете о Луне? Дети: — Она круглая, жёлтая, появляется ночью, освещает нам дорогу. Максим знает об этом стихотворение, прочти нам его, Максим.

Ко мне, дружочек, луна добра. Она желает мне добра Меня провожает своими лучами Что б я не боялся ходить ночами, Когда я устав, решу постоять Луна в небесах остановится ждать. Воспитатель: Спасибо, Максим. Ребята, а всегда ли луна на небе бывает одинаковая? Дети: — Нет, она бывает круглая, как шар, а бывает, как ободок.

Воспитатель: — Да, ребята, луна постоянно меняется. Бывает вот такая круглая, её называют «полная луна», а бывает вот такая, как ободок, такую называют «месяц» (показывает). Луна то растёт, то убывает. Месяц располагается на небе по-разному. Вот так или вот так (показывает). Если он расположен вот так, то на какую букву он похож? Дети: — На букву «С»

Воспитатель:- Правильно. Он похож на букву «С», значит,он убывает, стареет, а если он расположен вот так. То он растёт. Если провести через его концы прямую линию, то на какую букву он будет похож? Дети: На букву «Р». Воспитатель: — Правильно, он похож на букву «Р», значит — растёт. Давайте посмотри, как это происходит. (Показывает слайды с фазами луны).Послушайте сербскую сказку «Почему у месяца нет платья» (Рассказывает сказку). Как вы думаете, ребята, почему портной так и не смог сшить платье месяцу? Дети: — Потому что месяц постоянно подрастал.

Физминутка.

Будем очень мы стараться Дружно спортом заниматься. \ рывки перед грудью Бегать быстро, словно ветер, \ бег на месте Плавать лучше всех на свете, \ плавательные движения Приседать и вставать, \ приседание И гантели поднимать. \ руки вверх, сжатые в кулачки Станем сильные мы завтра. \ руки в стороны, сжатые в кулачки Всех возьмут нас в космонавты! \ прыжки

Воспитатель: — Ребята, на Земле есть очень много людей, которые занимаются изучением других планет, звёзд, луны. Их называют астрономами. И сегодня здесь среди наших гостей присутствует астроном. Он расскажет нам немного о луне. Выходит «астроном» и говорит: Да, ребята, я — астроном. Изучаю звёзды, планеты, луну. Вы сегодня говорили немного о луне, а я хочу вам добавить, что луна сама не светится, а от неё отражается свет, который попадает на неё от Солнца. Поэтому она такая жёлтая. А как это происходит. Мы сейчас посмотрим. (Астроном кладёт фонарик на край стола, затемняет комнату, оставляя включенным фонарик, подносит плоский предмет на расстоянии 30 см. от фонарика. На нём появляется круг света.) Он говорит: — Этот предмет отразил свет и все его увидели. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-нибудь предмета и попадает в наши глаза. Ночью луна и звёзды светятся, потому что отражают солнечный свет. Мы, астрономы, ведём свои наблюдения за луной, звёздами, планетами из астрономических сооружений — обсерваторий, крыши которых представляют собой большие, крутящиеся купола с прорезями для телескопов, фотоаппаратов, радиолокаторов и других астрономических приборов. (Показывает слайды). А сейчас от работников нашей обсерватории я хочу подарить вам на память о нашей встрече вот эти небольшие сувенирчики (Дарит звёздочки на верёвочке).

Дети: — Спасибо, приходите к нам ещё. Астроном: — Обязательно приду и расскажу вам ещё много интересного о небесных телах. До свидания. Воспитатель: — Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Дети: — О луне, солнце, планетах Воспитатель: -А сколько планет в солнечной системе? Дети: — Девять Воспитатель: — Как они называются? (Дети перечисляют названия). Какой по счёту от солнца находится наша Земля? (Третья). Что мы нового узнали о луне? Излучает ли она свет? (Ответы детей). Ребята, а кто знает загадки о небесных телах? Дети загадывают загадки:

В дверь, в окно стучать не будет, А взойдёт и всех разбудит (солнце)

Что видно только ночью? (луна, звёзды)

Голубое поле серебром усыпано (небо, звёзды) Есть одна планета — сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут, В речку смотрят удивлённо (Земля) Воспитатель: — Правильно, это наша планета Земля. Береги свою планету, ведь другой похожей нету!

Задать вопрос