Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслина, С. В. Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями / С. В. Маслина, Е. А. Попова, Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5585/ (дата обращения: 22.01.2021).



На сегодняшний день мировая тенденция заботливо относится к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это отображено в Федеральном Законе о ратификации Конвенции о правах инвалидов 2012 года и в Указах Президента РФ В. В. Путина (№ 597 07.05.2012 и № 599 от 07.05.2012г).

Группа дошкольников с ОВЗ довольно многообразна и многочисленна. Основным направлением в работе с этими детьми считается личный подход к каждому воспитаннику, с учетом специфичности психического становления и самочувствия. Воспитателю в работе с детьми использовать методы сотрудничества и личностно-ориентированный подход, а также развивающие игры и задания, принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, учитывать зону ближнего и ближайшего развития. На занятиях и в свободной работе деятельно применить приемы, формы и методы по формированию универсальных учебных поступков у детей: умение работать по проекту, преодоление импульсивности, непроизвольности, оценивание корректности исполненного воздействия и внесение изменений в итоге работы.

Дошкольники с ОВЗ — это дети, имеющие всевозможные отличия психологического или же физиологического характера. Проблемы особых детей, как правило, становятся заметными для родителей и педагогов уже в дошкольном возрасте. Вот почему в современном дошкольном образовательном обществе организация инклюзивного образования, то есть интеграция детей-инвалидов в общество, становится все более распространенной. Дети обычно адекватно воспринимают не очень здоровых сверстников, они более терпимы, чем взрослые, поэтому в детском обществе «общение без границ» почти всегда происходит безболезненно. Семья играет очень важную роль в жизни каждого человека. Осведомленность семьи особенно важна для ребенка, чья личность еще формируется. Для него семья — это самые близкие люди, который принимает его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья или индивидуальных особенностей. Рядом с близкими дошкольник может решить проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие. Но та же самая семья может вызвать у ребенка негативные качества, не дать им адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

По систематизации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к одной из категорий особенных (аномальных) детей являются дети с нарушением речи (логопаты). За недостаточным развитием языка следует низкий уровень общения — это способствует появлению поведенческих особенностей (изоляция, беспокойство, незащищенность, застенчивость, смущение, тревожность); создает особые характеристики речевого поведения (ограниченный контакт, задержка вовлечения в историю общения, невозможность поддерживать разговор, слышать звучащий язык), приводит к снижению энергии общения (Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и др.). С. Н. Шаховская, основываясь на данные экспериментальных исследований, утверждает, что дошкольники с общим недоразвитием речи по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.

Семейное образование и изучение ребенка с нарушениями развития считаются корректирующими, сосредоточенными на преодолении существующих нарушений и предотвращении возможности их возникновения в будущем. Роль родителей и других членов семьи в развитии и обучении детей общению и языку нельзя недооценивать во взаимоотношении ребенок с ОНР — родитель — педагог.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. [2,9]

Основные направления работы с родителями детей с ограниченными возможностями:

  1. психологическая помощь и поддержка семьи;
  2. информационно-образовательная поддержка: информация о болезни ребенка, современных методах обучения и доступном образовании. Этот вид знаний помогает родителям правильно оценить ситуацию, ее ресурсы, создать оптимальную тактику реабилитации и, таким образом, уменьшить эмоциональный стресс, вызванный особенностями развития ребенка.

Важность и разнообразие форм работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями, трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для воспитателя, но особенно для родителей. Основные формы взаимодействия с семьей делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, консультации, семинары), индивидуальные (беседы с родителями и тематические консультации) и наглядно-информационные (выставки детских работ, стенды, папки-передвижки и т. д.).

На данный момент нетрадиционные формы общения с родителями особенно популярны как у педагогов, так и у родителей, которые включают несколько групп:

− информационно-аналитические (опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия»);

− досуговые (совместные досуги, праздники, выставки);

− познавательные (собраниям нетрадиционной формы, родительский клуб;

− наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

Работа с родителями эффективна, если она построена поэтапно, исходя из следующих принципов.

  1. Принцип доверительных отношений предполагает обеспечение уверенности родителей в профкомпетентности, тактичности и доброте педагога его способности понимать и помогать решать речевые проблемы.
  2. Принцип личной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никто не может быть принужден к чему-либо».
  3. Принцип подхода к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам образования.
  4. Принцип утверждения чувства собственного достоинства родителей, оправданием которого является утверждение, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.

Педагоги создают дружескую атмосферу в группах, что является условием для позитивного отношения и готовности посещать детский сад у детей с нарушениями речи. В нашем заведении практикуется теплый прием, «минуты входа в день», правильное, вариативное и удобное расположение мебели, игровых площадок, уголков самостоятельной активности, и т. д. Ребенок должен видеть в педагоге доброго человека, всегда готового прийти на помощь (как мать) и интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы о каждом ребенке. Игры подбираются с учетом возможностей детей, мест проведения: хороводные, народные, театрализованные, сюжетные, пальчиковые и др.

Коррекция ребенка с небольшими отклонениями в развитии речи в основном сводится к укреплению организма ребенка. Правильное питание, режим, физическое воспитание, различные водные процедуры имеют большое значение. Нужно выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, воздействующие на ребенка в этом необходима помощь родителей. Педагоги предлагают родителям домашнюю жизнь дошкольника скорректировать к садовской, с целью соблюдения режима, формирования чувства ответственности, первого этапа предшкольной подготовки.

Речь усваивается дошкольниками по подражанию, вследствие этого культура речи дошкольника находится в зависимости от культуры речи его окружения (родители, педагоги, родственники) В семье необходимо создать условия для полноценного речевого общения ребят. Воспитатели на мастер-классах предлагают познакомиться с эталоном «правильной речи», она громкая, внятная и уверенная, сопровождаемая вначале жестами. Рекомендуют использовать инструкцию по построению диалога: быть максимально определенными и основываться на имеющиеся познания и представления, их выполнение желательно поощрять. При обучении речи принципиально: ребенок усвоил смысл текста, в процессе называния и описывании предмета желательно видеть объект, манипулировать с ним. Родителям нужно напоминать, что их ребенок при повторении или заучивании текста, выражает речевые эмоции не механически, а лишь только осознанно. На первых этапах — выразительность речи может быть калькой речи взрослого. Все проводимые с ребенком занятия деятельно влияют не только на умственную, сенсомоторную и речевую сферу, но также на его комфортно-эмоциональные впечатления.

Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в освоении основной или адаптированной образовательной программы ребенка, но и в установлении полного контакта ребенка со сверстниками. Позитивное психологическое отношение будет в полной мере способствовать достижению этих целей.

Литература:

  1. Шаховская, С.Н Логопатопсихология. [Текст] /С. Н. Шаховская/– М.: Просвещение, 2010. — 269с.
  2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. — 232с.
Задать вопрос